Виды и структура государственной службы в рф

Виды и структура государственной службы в рф

Понятие и виды государственной службы РФ

Служба – это осуществление человеком определенных действий, направленных на исполнение закрепленных за ним трудовых обязанностей. Государственная служба – это применение гражданами своих трудовых профессиональных навыков в сфере реализации полномочий и задач госорганов различных уровней. Этот вид трудовой деятельности выполняется работниками, именуемыми госслужащими.

Госслужба РФ регламентирована, в первую очередь, Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ.

В соответствии с ним система госслужбы представлена следующими видами:

  1. военная служба;
  2. государственная гражданская служба;
  3. правоохранительная служба.

Каждый вид государственной службы, в свою очередь, регламентирован и конкретизирован отдельным пакетом нормативных актов, принятых как на федеральном, так на региональном уровнях.

1. Понятие и виды государственной службы

правоохранительная служба.

Кроме того, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Военная и правоохранительная служба являются исключительно видами федеральной государственной службы.

Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.

За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, избирательных комиссиях и некоторых других органах, которая также является государственной. К числу лиц, проходящих государственную гражданскую службу, относятся, например, сотрудники Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ, органах государственной власти субъектов РФ (например, в Совете администрации Красноярского края) и других государственных органах, за исключением, так называемых, силовых ведомств.

Вопросы прохождения государственной гражданской службы регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г.

№ 79–ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

и другими нормативными правовыми актами.

Следует обратить особое внимание на такую разновидность трудовой деятельности, как альтернативная гражданская служба, которая осуществляется в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву.

Этот вид службы предусмотрен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», а сама такая деятельность регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных названным законом.

Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой имеет гражданин в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Местом прохождения такой службы могут быть: организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти; организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 21 месяц. Военная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства4.

Военная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства4.

Правовое регулирование указанного вида службы регулируется актами, определяющими порядок прохождения военной службы, например Федеральными законами от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г.

№ 76–Ф3 «О статусе военнослужащих», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999г.№ 1237. Так, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» четко определяет, в каких структурах она осуществляется.

Согласно этому Закону военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях и т.д. К военнослужащим относятся: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, — офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта. Правоохранительная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина5.

Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Хотя согласно статье 19 закона приведенное определение применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. Специальный законодательный акт, который предусматривал бы общую регламентацию правоотношений, связанных с прохождением правоохранительной службы, — единую для всех субъектов ее осуществления — на сегодняшний день отсутствует.

Проект Федерального закона «О правоохранительной службе», внесенный Президентом РФ в порядке законодательной инициативы пока еще не принят, перечень органов, в которых, осуществляется прохождение правоохранительной службы нормативно не закреплен, правовой статус сотрудников правоохранительных органов регламентируется разрозненными, отличающимися по своей юридической силе нормативными правовыми актами. По формальным признакам к правоохранительной можно отнести службу в таможенных органах, в органах и учреждениях исполнения наказаний, в органах, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков, службу судебных приставов и, конечно же, службу в органах внутренних дел. Вместе с тем, этот перечень не является исчерпывающим, так как нет полной уверенности в том, можно ли к этому виду службы относить службу в прокуратуре, ФСБ, МЧС и судах.

По смыслу Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45–ФЗ

«О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

правоохранение осуществляют: прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники ОВД, сотрудники органов ФСБ; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотиков. Однако, окончательный однозначный ответ на вопрос о том, службу в каких органах следует считать правоохранительной, можно будет дать только после принятия соответствующего федерального закона и утверждения Президентом РФ перечня типовых должностей правоохранительной службы.

Служба в ОВД, которая интересует нас в наибольшей степени, в настоящее время регулируется двумя основными нормативными правовыми актами: Законом РФ «О милиции» и Положением о службе в ОВД. Оба этих документа были приняты достаточно давно (1991 и 1992 г.г.) в период советского государства, которого уже не существует.

Отдельные положения этих нормативных актов противоречат друг другу и, естественно не отвечают изменившимся социально-политическим условиям. Выводы Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как вид деятельности человека.

Так в первом случае — это совокупность норм регулирующих однородные отношения, во втором — организационно-структурное образование, в третьем — род общественно-полезной деятельности. Таким образом, законодательством Российской Федерации создана система законодательства о государственной службе, в которую входят федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную.

Субъектами РФ осуществляется только государственная гражданская служба, действующая в соответствии с федеральным законодательством о государственной службе и законодательством субъектов РФ на основе их компетенции.

Стр 2 из 5 Соседние файлы в папке

  1. 15.02.2016118.78 Кб
  2. 15.02.2016163.33 Кб
  3. 15.02.2016160.77 Кб
  4. 15.02.2016169.98 Кб
  5. 15.02.2016101.89 Кб
  6. 15.02.201684.48 Кб
  7. 15.02.201697.79 Кб
  8. 15.02.2016242.69 Кб
  9. 15.02.2016102.91 Кб
  10. 15.02.2016141.31 Кб
  11. 15.02.2016167.42 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

2. Принципы государственной службы.

ФЗ-58 «О системе госслужбы РФ» Статья 3. 1) Федерализм, обеспечивающий единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос власти и органами госвласти субъектов РФ 2) Законность 3) Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

Данный принцип вытекает из ст. 2 и 18 Конституции РФ, в которых человек, его права и свободы определены как высшая ценность. Обязанностью государства и всех госслужащих является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

4) Равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также от др обстоятельств, не связанных с проф и деловыми качествами гражд служащего.

5) Единство правовых и организационных основ госслужбы, предполагающ единый подход к организации госслужбы.

Принцип вытекает из федеративного устройства РФ, основанного на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и ее субъектов, что закреплено в ст. 5 Конституции РФ. 6) Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы 7) Открытость. Данный принцип вытекает из ст.

24 Конституции РФ, согласно которой органы государственного управления и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Одновременно на государственной гражданской службе действуют определенные ограничения, связанные с сохранением государственной тайны и неразглашением служебной информации.

Поэтому на практике гражданской службы действует сочетание гласности и конфиденциальности, что не всегда способствует необходимой осведомленности граждан.

8) Профессионализм и компетентность гражданских служащих.

На реализацию данного принципа направлена не только система отбора кандидатов на госслужбу, но и система подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, а также стимулирование их стремления к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности. 9) Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их проф служебную деятельность.
9) Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их проф служебную деятельность.

В соответствии со ст. 14 ФЗ № 79 закрепляет защиту сведений о гражданском служащем, а также государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему имущества. Стр 1 из 17 Соседние файлы в предмете

  1. 08.12.2018232.45 Кб
  2. 08.04.20157.4 Mб
  3. 08.04.201533.13 Кб
  4. 14.03.2016328.79 Кб
  5. 08.04.2015369.15 Кб
  6. 08.04.2015101.38 Кб
  7. 08.04.2015257.6 Кб
  8. 08.04.2015218.11 Кб
  9. 04.12.2018233.47 Кб
  10. 08.04.201544.03 Кб
  11. 08.12.2018442.37 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Понятие и система государственной службы в Российской Федерации

 Государственная служба как один из видов государственного управления сложилась еще в конце XX века. В соответствии с Федеральным законодательством РФ государственной службе в России отводится достаточно значимая роль, именно она призвана управлять политической и социально-экономической сферами жизнедеятельности государства, способствовать укреплению государственности и проводить максимально эффективное реформирование общества.

В качестве правовой основы данного вида службы в законодательстве Российской Федерации можно назвать в первую очередь Конституцию РФ, Федеральный закон

«О системе государственной службы Российской Федерации»

от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ, и ряд других федеральных законов и нормативно-правовых актов Российской Федерации. Кроме того, нормативную основу также составляют конституции, законы, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Указом Президента в 2002 году был издан нормативный акт, который был направлен на совершенствование практически всех основ государственной службы (организационных, правовых, финансовых и методических).

Необходимость в подобных реформах назрела не только в связи с оттоком наиболее квалифицированных кадров из государственного аппарата в негосударственный (коммерческий) сектор экономики, где уровень материального вознаграждения за труд на сегодняшний день существенно выше, но и была обусловлена слабыми механизмами для профилактики коррупции в рядах чиновничества, а также борьбы с ней.

Термин «государственной службы» относится к одному из основных понятий административно-правового законодательства. Федеральным законом от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации» (на данный момент утратил силу) были нормативно закреплены термин и понятие государственной службы.
Федеральным законом от 31 июля 1995 года

«Об основах государственной службы Российской Федерации»

(на данный момент утратил силу) были нормативно закреплены термин и понятие государственной службы.

В соответствии с этим законом под государственной службой понималась

«профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Федерации»

. С течением времени понятие государственной службы стало приобретать более широкое значение и определяться как вид деятельности работников государственных организаций, осуществляемый на профессиональной основе. Одной из важных правовых характеристик государственной службы является осуществление гарантий и норм Конституции РФ, таких, например, как право граждан России на равный доступ к государственной службе.

Рекомендуем прочесть:  Как нумеруются тома томов дел

Это право реализуется гражданами, как при поступлении на государственную службу, так и при ее прохождении в соответствии с действующим законодательством. Изначально государственная служба классифицировалась исключительно по уровням (на федеральную и по субъектам Российской Федерации). Однако для современной организации государственной службы характерна другая, можно сказать, абсолютно новая система, установленная Федеральным законом

«О системе государственной службы Российской Федерации»

, и имеющая свою видовую классификацию.

То есть, государственная служба подразделяется на три вида — гражданскую, военную и правоохранительную. При этом из перечисленных видов службы, государственная гражданская служба в свою очередь также подразделяется еще на два уровня: федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Военная и правоохранительная службы наряду с государственной гражданской службой считаются видами федеральной государственной службы. Как особый вид служебных отношений, некоторые исследователи выделяют муниципальную службу, которая не относится к видам государственной службы, однако является вполне самостоятельной.

Федеральными законами о видах государственной службы и многими иными нормативными правовыми актами Российской Федерации регулируются особенности каждого из этих видов службы, и регламентируется специальный административно-правовой статус государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы. Для построения государственной службы и для выполнения задач и функций, возложенных на неё, федеральным законодательством Российской Федерации были установлены принципы, обеспечивающие её функционирование:

  • Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип достаточно новое явление в российском законодательстве и подразумевает под собой в первую очередь надежную защищу гражданина от произвола органов государства и его работников.
  • Равный доступ граждан к государственной службе. Сущность данного принципа заключается в том, что не может быть каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям при приеме на государственную службу. Однако Федеральным законодательством устанавливаются определенные требования для лиц, желающих занять должность государственной службы, из них к обязательным относятся: владение государственным языком РФ и достижение определенного возраста.
  • Профессионализм и компетентность государственных служащих. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника. В период проведения глубоких социально-экономических и политических реформ, значение профессионализма и компетентности постоянно возрастает.
  • Законность. Под данным принципом подразумевается обязанность исполнительных органов и должностных лиц строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты при осуществлении своих задач и функций. При этом, всякое правонарушение неизбежно должно повлечь за собой привлечение к ответственности виновных лиц.
  • Единство правовых и организационных основ государственной службы. Как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации должен быть законодательно закреплен единый подход к организации службы. Конечно, в рамках своей компетенции, субъекты Федерации, имеют право самостоятельно определять структуру своих органов власти, органов по вопросам государственной гражданской службы и осуществлять кадровую политику. Тем не менее, в основе должна быть общероссийская система государственных должностей, классных чинов, единый порядок прохождения государственной гражданской службы.
  • Открытость государственной службы, её доступность контролю общественности. Деятельность государственных служащих не должна быть скрытой от обывателя, потому что это важная часть эффективности функционирования государственного аппарата. Кроме того, это основа реализации статьи 15 Конституции РФ, которой установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, законы, которые не опубликованы применятся не могут. Таким образом, любые нормативно-правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
  • Федерализм. Данный принцип обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в соответствии с Конституцией РФ.
  • Взаимосвязь государственной и муниципальной службы. Этот принцип реализуется через единство основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Кроме того, можно соотнести также основные условия пенсионного обеспечения и оплаты служебной деятельности, а также социальных гарантий.

Из сказанного напрашивается вывод, что гласность и официальное освещение деятельности органов государственной власти в СМИ — это действительный контроль и возможность критики государственных служащих. Однако, как показывают недавние события в Ступино с индивидуальным предпринимателем Константином Фокиным, за реализацию своего права присутствовать на заседании совета местных депутатов, установленную статьями 6 и 15 Федерального закона № 8 от 09.02.2009

«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

, в условиях Российской действительности приходится бороться.

9. И последний, но не по значимости — это принцип защиты самих государственных служащих от незаконного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Данный принцип необходим, в первую очередь, для исключения фактов коррупции и принятия неправомерных решений. Учитывая особенности функционирования разных видов государственной службы, законодательно могут быть предусмотрены и другие принципы их построения и функционирования.

Реализация же вышеперечисленных принципов обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Рассмотрим ниже в общих чертах федеральные законы по видам государственной службы.

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ

«О системе государственной службы Российской Федерации»

государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Данный Федеральный закон в полной мере устанавливает и определяет основы государственной службы, её правовой и организационной систем, закрепляет общие правила государственной службы России, которые должны применяться при правовом регулировании всех видов и уровней службы (ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ).

Поступление гражданина на гражданскую службу или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса.

Федеральным законом устанавливается закрытый перечень, в соответствии с которым конкурс на замещение должности гражданской службы может не проводиться. По своей сути профессиональная служебная деятельность государственного служащего направлена в первую очередь на осуществление государственных задач и функций, будучи выражением скорее публичной власти, а не власти лиц, которые замещают «конституционные» должности. При этом, естественно, объем полномочий государственного служащего меньше.

В соответствии с законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. военная служба — особый вид федеральной государственной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях и в спасательных воинских формированиях, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Особенностью данного вида государственной службы является то, что проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях могут также и иностранные граждане. Следующий вид государственной службы — это правоохранительная служба. Данный вид службы представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод гражданина.

В настоящее время к правоохранительной службе относится служба: в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах и т. д. Правовую основу государственной службы в органах внутренних дел составляет Федеральный закон

«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

от 30.11.2011 № 342-ФЗ, Федеральный закон от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Для военной и правоохранительной службы характерной особенностью является то, что многие вопросы службы регулируются уставами, положениями о конкретных органах и их структурных подразделениях, предназначенных для выполнения специфических задач и функций. Как уже упоминалось выше, муниципальная служба — это особый вид службы, представляющий собой профессиональную деятельность в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Правовую основу муниципальной службы составляет Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ. В первую очередь, специфика данного вида службы заключается в её особом статусе как профессиональной деятельности, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. По факту муниципальная служба не относится к государственной.

Во-первых, потому, что муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, осуществляемую на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Во-вторых, для муниципального служащего нанимателем является муниципальное образование.

При этом, представителем нанимателя может быть руководитель органа местного самоуправления, глава муниципального образования, или иное лицо, имеющее полномочия исполнять обязанности представителя нанимателя.

Кроме того, можно выделить следующие различия статуса муниципального и государственного служащего: – деятельность муниципального служащего финансируется за счет средств местного бюджета. Денежное вознаграждение государственных служащих осуществляется из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; – нормативно-правовую основу статуса муниципального служащего по большей части определяется законами субъектов РФ, компетенция федерального законодательства в этой сфере ограничена.

Например, реестры муниципальных должностей утверждаются Законами субъектов РФ. Кроме того, только законом субъекта РФ может быть установлен порядок прохождения муниципальной службы.

Однако, муниципальную службу, не смотря на наличие существенных отличий от государственной, можно в какой-то степени трактовать как вид государственной службы. Потому, как и отличия, в нормативно-правовом регулировании муниципальной и государственной службы можно выделить и общие особенности. Например, ограничения, связанные с муниципальной службой и статусом государственного гражданского служащего, установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», преимущества и социально-правовые льготы, которые законодательно устанавливаются для государственных служащих.

Например, ограничения, связанные с муниципальной службой и статусом государственного гражданского служащего, установленные Федеральным законом

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

, преимущества и социально-правовые льготы, которые законодательно устанавливаются для государственных служащих. И муниципальный, и государственный служащий имеют правовое положение должностного лица, и их обязанности и права совпадают полностью. И те, и другие наделены властными полномочиями.

Подводя черту, можно сделать вывод, что в целом современная система государственной службы учитывает не только федеративное устройство страны, но и специфику условий гражданской, военной и правоохранительной службы. Муниципальная же служба в систему государственной не входит и требует своего правового регулирования.

Система государственной службы Российской Федерации: структура, основные принципы построения и функционирования

Построение в России демократического правового федеративного государства, реализующего эффективную социально-экономическую поли-тику, требует создания в стране адекватной системы органов государст-венной власти и управления, а также соответствующей ей системы госу-дарственной службы.

Государственная служба, будучи публично-правовым, социальным и организационным институтом государственного управления, может эф-фективно функционировать и развиваться только в рамках системы.

Понятие военной службы

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства.

Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания. Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу.

Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой.

Особым видом государственной службы А.А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации.

Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы.

В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую.

Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений. Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст. 6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы.

Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством:

  1. соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.
  2. установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  3. учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  4. основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;

Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:

  1. соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
  2. единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
  3. единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
  4. учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
  5. единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
  6. соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы.

Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Что это такое?

Любая страна, если представить её как специфическое лицо, имеет аппарат управления, благодаря которому реализуются её основные функции и задачи. При этом структура подобного координационного центра может быть разной в зависимости от внутренних аспектов построения власти, правящего режима, социального строя общества и т.

п. Тем не менее существует один неизменный аспект: любой аппарат существует, потому что им управляют люди. Именно эти субъекты создают основу деятельности на благо страны в широком смысле данного понятия.

Учитывая представленные факты, можно сделать вывод, что госслужба — это деятельность профессионального характера, осуществляемая в аппарате государственного управления. Её основной задачей является реализация функций страны. Государственная служба в России имеет определенную структуру, а также специфические особенности.

Эти аспекты управленческого аппарата сформировались под давлением исторического развития данной социально-правовой категории.

Виды и структура государственной службы

3 В государственной службе Российской Федерации существует разделение по видам: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ.

Структура государственной службы Российской Федерации строится исходя из требования единства государственной и муниципальной службы. Должность выступает важнейшей формой разделения труда и системообразующим элементом должностной и организационной структуры. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Под конкурсом обычно понимается соревнование между двумя и более кандидатами на занятие вакантной должности. Необходимыми элементами конкурса являются: наличие претендентов, выставляющих свою кандидатуру на конкурс; конкурсная комиссия, которой предоставляется право на основе положения о проведении конкурса выбрать приемы и методы его проведения; механизм оценки достоинств конкурсантов и принятие решений по итогам конкурса; механизм информирования общественности о ходе и результатах конкурса. Правом на участие в конкурсе обладают граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в·конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса. Государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы; требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности; место и время приема документов, подлежащих представлению; срок, до истечения которого принимаются указанные документы; а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайтa государственного органа).

На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещается следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы; требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности; условия прохождения гражданской службы; место и время приема документов, подлежащих представлению; срок, до истечения которого принимаются указанные документы; предполагаемая дата про ведения конкурса; место и порядок его проведения; другие информационные материалы. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и уполномоченные им гражданские служащие, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов (специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов). Конкурсная комиссия правомочна принимать решения об утверждении результатов экспертных оценок.

Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы.

Конкурс-испытание проводится конкурсной комиссией и может включать прохождение испытания по соответствующей должности и завершается квалификационным экзаменом по должности.

Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания.

Требования к государственной должности можно понимать как набор определенных профессиональных и психологических качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей, которые содержатся в должностных инструкциях. Это предъявляет определенные требования к кандидатам на государственную должность. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Законом о государственной гражданской службе РФ.

Главной методологической основой всей конкурсной системы является многоступенчатый (интерактивный) подход, при котором каждый раз происходит отсеивание кандидатов, явно не соответствующих требованиям, предъявляемым на данном этапе конкурса.

Система конкурсной оценки (в первую очередь руководителей структурных подразделений государственного органа и специалистов) включает набор взаимодополняющих методов и процедур, направленных на последовательную, нередко интерактивную проверку профессиональных (знания, умения, навыки, опыт работы), деловых (организованность, ответственность, инициативность) и личных качеств кандидата на основе разнообразных источников первичной информации. Кроме того, в рамках такого подхода на каждом этапе определяются: дополнительная информация, необходимая для всесторонней оценки кандидата; методы, при помощи которых новая информация может быть обработана и проанализирована; также могут определяться и новые процедуры, дополняющие принятые ранее.

Согласно действующему законодательству, конкурс при поступлении на гражданскую службу не проводится: при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; назначении на должности гражданской службы категории «руководители» (назначение и освобождение осуществляются Президентом Российской Федерации (далее — Президент РФ) или Правительством Российской Федерации (далее — Правительство РФ»; заключении срочного служебного контракта; назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных Законом огосударственной гражданской службе РФ; назначении на должность гражданской службы гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей, а также на отдельные должности, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ. Главой Российского государства и исполнительной ветви власти является Президент РФ.

В качестве главы государства он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и гoсударственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гoсударственной власти.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики гoсударства, как глава гoсударства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ: назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центральногo банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховногo Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом; утверждает военную доктрину Российской Федерации; формирует Администрацию Президента PФ; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил России; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент РФ: назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Таким образом, Президент сосредоточивает в своих руках всю полноту исполнительной власти. Ему непосредственно подчиняются Правительство, ведущие министерства и ведомства.

Кроме того, Президент наделяется существенными законодательными полномочиями, правом на издание указов, регулирующих многие важные сферы жизни страны. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствующим судом. Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, но не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Имея политический статус, государственная служба обладает двумя взаимосвязанными и взаимодополняющими особенностями: во-первых, обеспечивает создание, выработку, принятие законов; во-вторых, реализует их, следит за их практическим воплощением. Исполнение закона — самое главное во всей управленческой деятельности, во всей системе государственной службы.

Говоря о государственной службе как карьерном виде деятельности, необходимо отметить, что карьеру практически невозможно отделить от сути государственной службы как профессии, ибо она есть продвижение государственного служащего по иерархической лестнице.

Научно обоснованная и подтвержденная практикой управленческая «пирамида» имеет основанием соотношение вышестоящих должностей к нижестоящим 1 : 5 (±2).

Если рассматривать такие параметры государственной службы, как принципы найма, подготовки, отбора, продвижения по службе и другие элементы организации государственной службы, то они делятся на карьерные и должностные. Карьерная система обеспечивает автоматизм в продвижении по службе, но за более высокий ранг, согласно правилам, приходится бороться посредством внутренних конкурсов. Это достаточно жесткая система, поскольку, как правило, государственный чиновник никогда не выходит за пределы одной сферы деятельности, лишь продвигается по служебной лестнице.

Второй тип государственной службы — должностной. Он строится на иных основаниях. Сначала утверждается список должностей, далее — условия для занятия каждой.

Ликвидация должности означает прекращение трудовых отношений. Таким образом, карьеры госслужащего, независимо от занимаемой должности, в такой системе не существует.

Большинство стран мира используют карьерный тип организации государственной службы или сочетание должностного с карьерным. Контрольные вопросы: 1. Что такое профессия?

2. Дайте определение и объясните понятие профессионал. 3. Назовите основные признаки профессионального поведения. 4. Какие виды управления существуют?

5. Назовите важнейшие черты государства.

6. Раскройте содержание общественных функций ·государства. 7. Охарактеризуйте государственное управление как профессиональную практику управленцев.

8. Дайте характеристику roсударственному управлению как академической дисциплине.

9. В чем специфика roсударственного управления? 10. Раскройте понятие стратегии государственноro управления. 11. Перечислите принципы roсударственного управления.

12. В чем состоит правовое регулирование государственноro управления? 13. Как обеспечивается законность в государственном управлении?

14. Охарактеризуйте ответственность в государственном управлении. 15. Что понимается под государственным менеджментом? 16. Между какими группами распределяются руководящие роли в органах государственной власти?

17. Что означает понятие федеративное устройство государства? 18. Раскройте правовые основы государственной службы.

19. Охарактеризуйте структуру roсударственной службы. 20. Дайте определение государственной должности в структуре государственной службы.

Лекция № 23 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной.: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.

Презентация на тему: » 1.Структура и виды государственной службы в России.