Продажа имущества акционерного общества с государственным участием

Продажа имущества акционерного общества с государственным участием

Правительство разработало методику, которая разрешает компаниям с госучастием дарить ненужное имущество государству. В итоге только в Петербурге и Ленобласти оно может получить активы на сумму свыше 5 млрд рублей.


Многие госкомпании и компании с госучастием (более 50% акций которых принадлежит государству) публикуют реестры имущества, выставленного на продажу. Но методика, регламентирующая процесс отчуждения непрофильных активов, появилась только в середине мая.

В ней правительство РФ указало, что именно можно считать непрофильным активом госкомпании, как его отличить от полезного имущества. А главное — инструкция предполагает не только продажу ненужной недвижимости, ценных бумаг, но и позволяет подарить все это РФ, ее субъекту или муниципалитету.

Последний способ позволяет, например, петербургским верфям, входящим в государственное АО «» (ОСК), избавиться от неликвидов, которые годами висят на балансах и обременяют владельцев налоговыми платежами, затратами на содержание и обслуживание.

Генеральный директор незаконно продал имущество акционерного общества

«Восстанавливаем права Акционерного общества на имущество, незаконно проданное бывшим гендиректором» Решение Арбитражного суда Свердловской области от 2010г. Требование: Признать недействительным договор купли-продажи недвижимости, применить последствия недействительности в виде признания права собственности истца на здание гаража, общей площадью 721,9 м2.

Обстоятельства: В обоснование истец ссылает на отсутствие согласия совета директоров общества на заключение генеральным директором общества сделки купли-продажи недвижимого имущества, ввиду чего нарушены требования абзаца второго пункта 1 статьи 96 ГК Российской Федерации пункта 5 статьи 1 Закона об акционерных обществах, абзаца четвертого части 1 статьи 39 Закона о приватизации, абзаца 1 и 3 пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации № 738 от 03.12.2004г. В результате продажи недвижимого имущества по цене более чем в 2,5 раза дешевле рыночной причинен имущественный ущерб.

В последующем истец дополнил основания иска и просит признать сделку недействительной как направленной на продажу имущества мобилизационного назначения.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен. По мнению стороны, вопрос о реализации объектов недвижимого имущества, если сделка не является крупной, не входит в перечень вопросов отнесенных к компетенции совета директоров.

Уставом общества не предусмотрено распространение порядка одобрения крупной сделки на иные сделки. При рассмотрении дела установлено, что ОАО «N» создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона об акционерных обществах особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 № 19

«О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»

разъяснено, что при разрешении споров с участием акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, следует иметь в виду, что с 27.04.2002 особенности создания и правового положения таких акционерных обществ регулируются Законом о приватизации от 21.12.2001 № 178-ФЗ.

Особенности правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, определены в статьях 37 и 39 названного Федерального закона.

Указанными нормами установлено, что в уставе акционерного общества должны быть учтены требования Закона об акционерных обществах и определенные Законом о приватизации особенности.

В абзаце третьем пункта 13.2 устава общества предусмотрена необходимость согласования генеральным директором с советом директоров заключение договоров аренды, купли-продажи, кредитных договоров, договоров залога и ипотеки, иные виды договоров вне зависимости от соотношения цены сделки с балансовой стоимостью активов общества. Порядок управления акциями, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами.

Подпунктом «б» пункта 5 Постановления от 03.12.2004 № 738 предусмотрено, что в акционерных обществах, входящих в перечень стратегических акционерных обществ, утверждаемый Президентом Российской Федерации, за исключением акционерных обществ, входящих в специальный перечень, на основании предложений федерального агентства, находящегося в ведении федерального министерства (далее — федеральное агентство), либо федерального органа права акционера — Российской Федерации осуществляются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Нормы пунктов 18, 19, 20 Постановления от 03.12.2004 № 738, определяя порядок деятельности представителей интересов Российской Федерации в совете директоров, закрепляют необходимость извещения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о повестке дня собрания.

В этом случае с целью выработки директивы голосования по поставленному в отношении акционерного общества, входящего в стратегический перечень вопросу проводится согласование с федеральным агентством или федеральным органом и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. При наличии разногласий предусмотрено проведение согласительных совещаний. Поскольку агентство вправе выдавать представителям интересов Российской Федерации в совете директоров директивы и по иным вопросам, отсутствие в пункте 17 Постановления от 03.12.2004 № 738 обязанности выдавать директивы по вопросу одобрений сделок купли-продажи недвижимости не освобождает акционерное общество от исполнения обязанности по созыву собрания с направлением повестки дня собрания совета директоров в адрес Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

В нарушение приведенного порядка о совершении спорной сделки совет директоров общества не извещался, представитель Российской Федерации был лишен возможности выразить свое мнение по сделке, не давал своего согласия на отчуждение имущества.

Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом директивой по вопросу голосования на совете директоров одобрение спорной сделки не оформлялось. Таким образом, при совершении оспариваемого договора нарушены нормы пункта 5 статьи 1 Закона об акционерных обществах, статьи 39 Закона о приватизации, пункт 17 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 738, что является основанием для признания судом сделки недействительной на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Довод о необходимости применения к отношениям сторон статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации судом отклоняется, поскольку приведенный порядок согласования сделок является публичным, обусловлен включением общества в перечень стратегических организаций и подлежит соблюдению всеми участниками сделки.

Удовлетворяя исковые требования, суд также учитывает, что предметом продажи явилось имущество мобилизационного назначения. В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.

Как отмечено выше, на дату заключения договора истец был включен в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации. Данный Перечень включает в себя федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, чьи акции находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Согласно пункту 3.3. Устава общество осуществляет мероприятия, предусмотренные мобилизационными планами и заданиями, планами накопления мобилизационных и государственных резервов на договорной основе, если иное не предусмотрено Законом.

Истец имеет действующий мобилизационный план, утвержденный в 2004 году Российским авиационно-космическим агентством на 2000 расчетный год. В соответствии с балансом обеспечения площадями ОАО «N» в 2000 расчетном году относит к имуществу мобилизационного назначения транспортное хозяйство.

Ранее покупатель имущества до заключения оспариваемого договора 2001 года уже приобретало у истца по договору купли-продажи недвижимости часть отдельно-стоящего кирпичного здания с пристроями общей площадью 547,7 кв.м., а также гараж общей площадью 476,10 кв.м.

Из списка основных средств по состоянию на 2007 год, справки директора и главного бухгалтера общества 2010 года следует, что спорный гараж являлся единственным объектом недвижимости транспортного хозяйства, в связи с чем, спорное имущество отнесено к категории мобилизационного назначения и ограничено в обороте. Соответственно в результате исполнения сделок по продаже зданий гаражей по договорам купли-продажи недвижимости от 2001 года, а также от 2007 года в собственности истца не осталось объектов недвижимого имущества, попадающего под категорию транспортного хозяйства.

Доказательства принятия уполномоченным органом решения о снятии ограничений в отношении спорного имущества в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд считает, что явившееся предметом продажи имущество не могло отчуждаться и направляться в гражданский оборот, так как такое отчуждение привело к нарушению норм федерального законодательства, целью которых является обеспечение обороноспособности и безопасности государства, в связи с чем, договор подлежит признанию недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд считает, что явившееся предметом продажи имущество не могло отчуждаться и направляться в гражданский оборот, так как такое отчуждение привело к нарушению норм федерального законодательства, целью которых является обеспечение обороноспособности и безопасности государства, в связи с чем, договор подлежит признанию недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, из отчета оценщика ООО «Оценочная компания «Априори» следует, что заключение и исполнение договора произведено на заведомо невыгодных для истца условиях, вследствие чего, организации причинены убытки в виде продажи имущества по заниженной цене. На дату рассмотрения дела в суде Покупатель зарегистрировано в одном здании с истцом. Предыдущим местом нахождения организации являлся адрес , соответствующий месту нахождения объектов недвижимого имущества приобретенного у истца по договору купли-продажи недвижимости от года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В силу пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Вместе с тем принцип общего дозволения, характерный для гражданского права, не означает, что участники гражданского оборота вправе совершать действия, нарушающие закон, а также права и законные интересы других лиц.

Общими требованиями к поведению участников гражданского оборота являются добросовестность и разумность их действий (пункт 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Свобода договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации) не является безграничной и не исключает разумности и справедливости его условий. He допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения данного требования суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права (пункты 1 и 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На возможность признания недействительной сделки, противоречащей статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, указано также в пункте 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2008 № 127.

Вышеназванные обстоятельства, а именно последовательная продажа имеющего одинаковое целевое назначение недвижимого имущества в пользу одной организации; полная утрата акционерным обществом, в том числе и опосредованного (через участие в другом обществе) контроля над используемыми в производственной деятельности объектами; занижение цены продажи по договору от 2007 года по сравнению с рыночным условиям аналогичных сделок в 2,5 раза, а также регистрация организации покупателя по адресам, соответствующим предыдущим местам осуществления производственной деятельности истца, с установлением контроля над этим обществом членами семьи бывшего генерального директора свидетельствуют о злоупотреблении Открытым акционерным обществом «N» и Покупателем правом, что на основании пункта 2 статьи 10 и статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом рекомендаций, выраженных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 25.11.2008 № 127, является основанием для признания оспариваемого договора недействительным.

Статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

Указанное определение может быть обжаловано. При обращении с иском в суд, уплачена государственная пошлина по требованию о признании договора недействительным и применении последствий недействительности сделки, а также по требованию о признании права собственности на спорное имущество в размере 4 000 рублей по каждому требованию.

Принимая во внимание, что от требований о признании права собственности истец отказался, с прекращением судом в этой части производства по делу, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, уплаченные 4 000 рублей государственной пошлины, подлежат возврату из федерального бюджета.

Расходы по уплате 4 000 рублей пошлины по требованию о признании сделки недействительной возлагаются на ответчика. Решение: Требования удовлетворены, на основании статей 110, 150, 167, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заказать или консультацию юриста вы можете по телефону: +7 (343) 237-27-27 или по e-mail: Позвоните или напишите, мы обязательно с вами свяжемся, чтобы уточнить все детали.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц.

сетях

© 2000-2021 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб.

р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск:

Директор АО имеет право продать имущество без согласования

Здравствуйте! у меня вот такая ситуация, работала генеральным директором АО, продала гараж по остаточной цене сотруднику предприятия.

Сейчас на предприятии новый генеральный директор, он считает, что сделка по продаже гаража не закакона. Подают на меня в суд. Объясните, пожалуйста, имела я право осуществить такого рода сделку, если нет как себя защищать в суде. 13 Июля 2017, 08:43, вопрос №1694758 Анна, г.

Нерюнгри Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 820 ответов 288 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Находка Бесплатная оценка вашей ситуации Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (п.

1 ст. 182 ГК РФ) в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом (п. 1 ст. 53 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) текущее руководство деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), имеющий право без доверенности действовать от имени общества, в том числе совершать сделки.Следовательно, если принятие решения о совершении сделок по купле-продаже акций не отнесено уставом общества к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета), то генеральный директор вправе совершать соответствующие сделки в период срока действия своих полномочий.

Однако необходимо учитывать, что определенные категории сделок подлежат предварительному одобрению советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров: сюда отнесены крупные сделки (ст. 78 Закона об АО), а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 81 Закона об АО). Обратите внимание, крупная сделка и сделка с заинтересованностью, совершенные с нарушением предусмотренных законом требований к ним, могут быть признаны недействительными по иску общества или его акционера.

13 Июля 2017, 08:47 1 0 10,0 Рейтинг Правовед.ru 2583 ответа 1300 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Санкт-Петербург Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 10,0рейтинг
  2. эксперт

Добрый день!

Сделка должна была быть проведена по рыночной стоимости.

Таким образом, заключая убыточную сделку, единоличный исполнительный орган несет риск ответственности за причиненные обществу убытки. Следовательно, если несоответствие цены договора рыночной цене приводит к возникновению у общества убытков и будет доказано, что поведение единоличного исполнительного органа, заключающего такую сделку, не соответствовало обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску, такой орган будет нести ответственность за причиненные его действиями убытки.
Следовательно, если несоответствие цены договора рыночной цене приводит к возникновению у общества убытков и будет доказано, что поведение единоличного исполнительного органа, заключающего такую сделку, не соответствовало обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску, такой орган будет нести ответственность за причиненные его действиями убытки.

13 Июля 2017, 09:06 1 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 26 Октября 2015, 17:39, вопрос №1019659 29 Июля 2015, 13:29, вопрос №922609 26 Марта 2021, 08:19, вопрос №1946459 24 Марта 2021, 18:16, вопрос №1945319 27 Апреля 2016, 13:58, вопрос №1235161 Смотрите также

III.

Условия участия в продаже

1.Общие условия Лицо, отвечающее признакам покупателя в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ и желающее приобрести федеральное имущество, выставляемое на продажу без цены, (далее – претендент), обязано осуществить следующие действия: в установленном порядке подать заявку по форме, представленной в приложении к настоящему информационному сообщению; Ограничений участия отдельных категорий физических и юридических лиц, в том числе иностранных, не установлено. 2. Порядок подачи заявок и предложений о цене приобретаемого имущества Заявки со всеми прилагаемыми к ним документами направляются продавцу по адресу, указанному в информационном сообщении, или подаются непосредственно по месту приема заявок путем вручения их продавцу, начиная с даты начала приема заявок до даты окончания приема заявок, указанных в информационном сообщении.

Предложение о цене приобретения имущества прилагается к заявке в запечатанном конверте. Одно лицо имеет право подать только одну заявку и одно предложение о цене приобретаемого имущества.

При приеме заявки продавец: а) удостоверяет личность претендента или его полномочного представителя и проверяет надлежащее оформление документа, удостоверяющего право полномочного представителя действовать от имени претендента; б) рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации. Продавец отказывает претенденту в приеме заявки в случае, если: а) заявка представлена по истечении срока приема заявок, указанного в информационном сообщении; б) заявка представлена лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; в) заявка оформлена с нарушением требований, установленных продавцом; г) представлены не все документы, предусмотренные информационным сообщением, либо они оформлены ненадлежащим образом; д) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем имущества в соответствии с Российской Федерации.

Указанный перечень оснований для отказа в приеме заявки является исчерпывающим. Сотрудник продавца, осуществляющий прием документов, делает на экземпляре описи документов, остающемся у претендента, отметку об отказе в приеме заявки с указанием причины отказа и заверяет ее своей подписью.

Непринятая заявка с прилагаемыми к ней документами возвращается в день ее получения продавцом претенденту или его полномочному представителю под расписку либо по почте (заказным письмом).

Заявка считается принятой продавцом, если ей присвоен регистрационный номер, указаны дата и время подачи (поступления) документов, о чем на заявке делается соответствующая отметка.

Зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене приобретения. Заявки подаются (направляются) претендентом (лично или через своего полномочного представителя) и принимаются продавцом в установленный срок одновременно с полным комплектом требуемых для участия в продаже имущества документов. Не допускается представление дополнительных документов к поданным ранее вместе с заявкой.

Претендент не вправе отозвать зарегистрированную заявку, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. Перечень требуемых для участия в продаже имущества документов и требования к их оформлению 1. Заявка в двух экземплярах (каждый из которых распечатывается на одном листе с двух сторон) по форме, представленной в приложении к настоящему информационному сообщению.

2. Доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени претендента, если заявка подается представителем претендента, оформленная в установленном порядке, или нотариально заверенная копия такой доверенности. В случае, если доверенность на осуществление действий от имени претендента подписана лицом, уполномоченным руководителем юридического лица, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия этого лица. 3. Претенденты — физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, или представляют копии всех его листов.

Претенденты — юридические лица дополнительно представляют: — заверенные копии учредительных документов; — документ, который подтверждает полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении этого лица или о его избрании) и в соответствии с которым руководитель юридического лица обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности; — документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица и подписанное его руководителем письмо). 4. Опись представленных документов, подписанная претендентом или его уполномоченным представителем в двух экземплярах (каждый из которых распечатывается на одном листе, а в случае необходимости – на одном листе с двух сторон) по форме, представленной в приложении к настоящему информационному сообщению. Указанные документы (в том числе копии документов) в части их оформления, заверения и содержания должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего информационного сообщения.

Документы, представляемые иностранными лицами, должны быть легализованы в установленном порядке и иметь нотариально заверенный перевод на русский язык. Заявки подаются одновременно с полным комплектом документов, установленным в настоящем информационном сообщении. Все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, либо отдельные тома данных документов должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью претендента (для юридического лица) и подписаны претендентом или его представителем.

К данным документам (в том числе к каждому тому) также прилагается их опись.

Заявка и такая опись составляются в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой — у претендента. Соблюдение претендентом указанных требований означает, что заявка и документы, представляемые одновременно с заявкой, поданы от имени претендента. При этом ненадлежащее исполнение претендентом требования о том, что все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, или отдельные тома документов должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа претенденту в участии в продаже.

Не подлежат рассмотрению документы, исполненные карандашом, имеющие подчистки, приписки, иные неоговоренные в них исправления. Исправления, внесенные при необходимости, должны быть заверены подписью должностного лица и проставлением печати юридического лица, их совершивших.

Если документ оформлен нотариально, соответствующие исправления должны быть также подтверждены нотариусом.

Продажа имущества компаний с госучастием


Государственные компании и корпорации – крупнейшие игроки на отечественном рынке.

Они обладают практически неограниченным ресурсом активов, зачастую, в уникальной локации и работают в публичном поле, что чрезвычайно важно для формирования открытого цивилизованного и доходного рынка недвижимости.

РАД сотрудничает с госкомпаниями и корпорациями в сфере продажи непрофильного имущества. Непрофильные активы компаний составляют существенную долю российского имущественного рынка. Клиентами РАД по данному направлению являются: ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», ФГУП «Почта России», ГК «Ростех», ПАО «Россети» и дочерние общества, ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «Интер РАО», АО «ДОМ.РФ», ПАО «Ростелеком», Федеральное дорожное агентство «Росавтодор», АО «Гарнизон», АО «Ремвооружение», АО «Воентелеком», АО «ОборонАвиаХран», АО «Спецтехавтоцентр», АО «ГОЗ Обуховский завод», ОАО «РОСАТОМ», Дочернее общество ГК «Ростех» — ООО «РТ-Капитал», Концерн ВКО «Алмаз-Антей», ОАО «Роскартография», АО «Росгеология», ПАО «РусГидро», ОАО «СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА», АО «Авиакомпания «Россия», ПАО «АК АЛРОСА», АО Концерн «Океанприбор», АО «Госзнак», АО «Красный Выборжец», ФГУП «ГосНИИАС», АО МНИИ «Агат», СПб ГБАУ «Смольнинское», АО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию», АО «ФНПЦ «ННИИРТ» и другие.

РАД занимается продажей имущества государственных компаний по всей территории РФ. К этой работе подключены все региональные площадки РАДа – они непосредственно взаимодействуют с клиентами (продавцами и покупателями) на местах, обеспечивают распространение информации об объектах на местных рынках, занимаются рекламой, проводят аукционы. Реклама и продвижение на рынок крупных активов обеспечивается на федеральном уровне — РАД делает все от него зависящее, чтобы довести информацию об объектах продажи до самого широкого круга инвесторов, в том числе федерального уровня.

Кроме того, РАД оказывает услуги по подготовке имущества к торгам. Выполняет глубокий анализ активов, выявляет их инвестиционный потенциал, варианты наилучшего использования, наиболее перспективную концепцию продвижения на рынок, определяет целевую группу потенциальных покупателей для адресной работы и привлечения на торги.

Правильная подготовка актива к продаже обеспечивает собственникам наилучшую цену имущества на торгах.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу.

25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%). Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%).

Эффективная доля государства 60,5%. ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% голосов приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству. Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%. Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%.
Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех.

С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%. Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА». Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г.

С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно. Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%. НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.
НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества. Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством.

Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку. Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ. ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%.

Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома. Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества. Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%.

Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур. Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9% Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%.

60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%. Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса.

При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е.

влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием.

34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга.

Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%. Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество.

На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

V. Определение участников аукциона

В указанный в настоящем информационном сообщении день определения участников аукциона продавец рассматривает заявки и документы претендентов и устанавливает факт поступления на счет продавца установленных сумм задатков. По результатам рассмотрения заявок и документов продавец принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске претендентов к участию в аукционе.

Претендент не допускается к участию в аукционе, по следующим основаниям: представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации; представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе); оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации; заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении. Настоящий перечень оснований отказа претенденту на участие в аукционе является исчерпывающим. Претенденты, признанные участниками аукциона, и претенденты, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются об этом в письменной форме не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.

Претендент, допущенный к участию в аукционе, приобретает статус участника аукциона с момента оформления продавцом протокола о признании претендентов участниками аукциона. Аукцион начинается в установленный в настоящем информационном сообщении день и час с объявления уполномоченным представителем продавца об открытии аукциона и приглашения участникам получить карточки участников аукциона с номером, присвоенным продавцом, и занять свои места в зале проведения аукциона. Аукцион проводит аукционист в присутствии уполномоченного представителя продавца, который решает все организационные вопросы и обеспечивает порядок при проведении аукциона.

После получения участниками аукциона карточек и занятия мест в зале уполномоченный представитель продавца представляет аукциониста, который разъясняет правила и конкретные особенности проведения аукциона, оглашает наименование имущества, выставленного на аукцион, его основные характеристики, начальную цену продажи и шаг аукциона.

Шаг аукциона не изменяется в течение всего аукциона. После оглашения аукционистом начальной цены участникам аукциона предлагается заявить эту цену путем поднятия карточек. Если ни один из участников не заявит начальную цену путем поднятия карточки участника аукциона, аукционист повторяет предложение заявить начальную цену еще два раза.

Если после троекратного объявления начальной цены продажи ни один из участников аукциона не поднял карточку, аукцион признается несостоявшимся. После заявления участниками аукциона начальной цены аукционист предлагает участникам заявлять свои предложения по цене продажи, превышающей начальную цену.

Каждая последующая цена, превышающая предыдущую цену на шаг аукциона, заявляется участниками путем поднятия карточек. В случае заявления цены, превышающей предыдущую цену больше, чем на шаг аукциона и кратной шагу аукциона, эта цена заявляется участником путем поднятия карточки и оглашенияцены продажи. Участники не вправе иными способами заявлять свои предложения по цене продажи.

Если названная цена меньше или равна предыдущей, или не кратна шагу аукциона, она считается не заявленной.

Аукционист называет номер карточки участника, который первым заявил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и объявляет заявленную цену как цену продажи. При отсутствии предложений на повышение цены со стороны иных участников аукционист повторяет эту цену три раза.

Если до третьего повторения заявленной цены ни один из участников аукциона не поднял карточку и не заявил последующую цену, аукцион завершается. По завершении аукциона аукционист объявляет о продаже федерального имущества, называет цену его продажи и номер карточки победителя аукциона.

Победителем аукциона признается участник, номер карточки которого и заявленная им цена были названы аукционистом последними. Результаты аукциона оформляются протоколом об итогах аукциона, который является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества. Уведомление о победе на аукционе одновременно с протоколом об итогах аукциона выдается победителю аукциона или его полномочному представителю под расписку в день подведения итогов аукциона.

Уведомление о победе на аукционе одновременно с протоколом об итогах аукциона выдается победителю аукциона или его полномочному представителю под расписку в день подведения итогов аукциона.

При проведении аукциона продавцом может проводиться аудио- и видеозапись, материалы которых прилагаются к протоколу в установленном порядке и остаются у продавца.

В случае если в день проведения аукциона для участия в нем прибыл только один из признанных продавцом участников аукциона, аукционист и уполномоченный представитель продавца подписывают протокол о признании аукциона несостоявшимся. VII. Порядок заключения договора купли-продажиакций по итогам аукциона Договор купли-продажи федерального имущества заключается между продавцом и победителем аукциона в установленном законодательством порядке в течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона.

При уклонении или отказе победителя от заключения в установленный срок договора купли-продажи, задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора купли-продажи.

Результаты аукциона аннулируются продавцом.

Оплата акций покупателем производится в порядке и сроки, установленные договором купли-продажи федерального имущества, но не позднее тридцати рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи.

Денежные средства в счет оплаты приватизируемого имущества подлежат перечислению (единовременно в безналичном порядке) победителем аукциона в федеральный бюджет на счет по следующим реквизитам: Получатель — УФК по Тульской области (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области л/с 08661А19900); ИНН 7106510491, КПП 710601001; р/с 40101810700000010107; банк – Отделение Тула; БИК 047003001. в поле (104) расчетного документа — КБК 16701060100010000630; в поле (105) расчетного документа — ОКТМО 70701000.

Задаток, перечисленный покупателем для участия в аукционе, засчитывается в счет оплаты акций. Образец заполнения платежного поручения на оплату акций по условиям договора купли-продажи приводится на официальном в сети «Интернет» , сайте продавца государственного имущества в сети «Интернет» tu71.rosim.ru, официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» .

Все поля платежного поручения обязательны к заполнению. VIII. Переход права собственности на акции Право собственности на акции переходит к покупателю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи после полной оплаты стоимости акций. Факт оплаты подтверждается выпиской со счета о поступлении средств в размере и сроки, указанные в договоре купли-продажи.

Оплата услуг регистратора за внесение записей в систему ведения реестра о передаче акций в результате их купли-продажи в полном объеме возлагается на покупателя.

IX. Заключительные положения Все вопросы, касающиеся проведения аукциона, не нашедшие отражения в настоящем информационном сообщении, регулируются законодательством Российской Федерации.

X. Перечень приложений Приложение № 1. Форма заявки на участие в аукционе. Приложение № 2. Форма договора купли-продажи.

Приложение № 3. Опись документов на участие в аукционе.

Вопрос: Какой порядок реализации движимого и недвижимого имущества установлен для открытых акционерных обществ, 100% акций которых находятся в собственности государства?

(«Новая бухгалтерия», 2007, n 9)

«Новая бухгалтерия», 2007, N 9Вопрос: Какой порядок реализации движимого и недвижимого имущества установлен для открытых акционерных обществ, 100% акций которых находятся в собственности государства?Ответ: При решении данного вопроса следует руководствоваться положениями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), касающимися крупных сделок (ст. ст. 78 — 79) и сделок с заинтересованностью (ст.

ст. 81 — 84). Так, крупная сделка (связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества стоимостью 25% и более балансовой стоимости активов общества) и сделка с заинтересованностью должны быть одобрены советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров.

По общему правилу решение об одобрении крупной сделки стоимостью от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества принимается всеми членами совета директоров общества единогласно, а стоимостью более 50% — общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Порядок одобрения сделок с заинтересованностью предусмотрен в ст. ст. 81 — 84 Закона об АО. Крупная сделка или сделка с заинтересованностью, совершенная с нарушением установленных требований, может быть признана недействительной по иску общества или акционера.

Но есть и другая точка зрения. Она заключается в том, что здесь следует применять нормы Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ

«О приватизации государственного и муниципального имущества»

(далее — Закон о приватизации). И вот почему. 1. Согласно ст.

1 Закона о приватизации любое возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований имущества должно осуществляться исключительно в порядке приватизации.

И лишь к отношениям, не урегулированным Законом о приватизации, применяются нормы гражданского законодательства (п. 4 ст. 3 Закона о приватизации).

Полагаем, что данная норма касается и субсидиарного порядка применения Закона об АО.

2. Данный вывод косвенно подтверждается следующими рассуждениями. Правовое положение открытых акционерных обществ (ОАО), акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, закреплено в ст. 39 Закона о приватизации. Согласно п.

2 этой статьи полномочия общего собрания акционеров ОАО, 100% акций которого находится в государственной (муниципальной) собственности, осуществляются от имени соответствующего собственника акций в порядке, определенном соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. При этом предусмотренные Законом об АО процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются.

Иначе говоря, в «государственных» ОАО управление по сути сведено к двум составляющим: «собственник — единоличный исполнительный орган». Согласно Закону об АО имущественные полномочия общего собрания (в нашей ситуации — собственника государственного или муниципального имущества) фактически сводятся к двум случаям: — одобрение сделок с заинтересованностью (пп.

15 п. 1 ст. 48 Закона об АО); — одобрение крупных сделок (пп. 16 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Такие действия, как принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и т.п.

(пп. 18 п. 1 ст. 48 Закона об АО) или приобретение обществом размещенных акций (пп.

17 п. 1 ст. 48 Закона об АО), должны осуществляться в рамках процедуры приватизации. К сожалению, Закон о приватизации четкого ответа на вопрос, как должна происходить реализация имущества, принадлежащего такому обществу, не дает.

Правительство РФ, уполномоченный государственный орган РФ, соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления своими нормативными актами должны определить порядок управления имуществом такого «государственного» ОАО. В том числе, по нашему мнению, необходимо утвердить следующие перечни объектов имущества: — имущества, изъятого или ограниченного в обороте; — имущества, которым ОАО как хозяйствующий субъект вправе распоряжаться самостоятельно (см., например, ст.

8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ). Думается, что при отсутствии в нормативных актах соответствующего органа власти указанных положений любая сделка по отчуждению имущества «государственного» ОАО может быть оспорена в судебном порядке как совершенная с нарушением закона.