Присвоение классности водителям в казенном учреждении

Нужно ли начислять надбавку за классность за периоды выплаты среднего заработка?


В определенных трудовым законодательством случаях вознаграждение за труд выплачивается работнику в виде среднего заработка, например: – за время нахождения в служебной командировке ();– при переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу (). Нужно ли за эти периоды выплачивать водителям надбавку за классность?

По нашему мнению, нет. Поясним почему. Как уже было отмечено, при расчете средней заработной платы надбавка за классность водителям уже учтена.

Следовательно, выплата такой надбавки за период сохранения за работниками среднего заработка приведет к удвоению суммы доплаты.

Отсюда делаем вывод: дополнительно к среднему заработку выплачивать надбавку за классность за время сохранения за работником среднего заработка не нужно.

Нюансы присвоения классности водителям

Вы здесь Опубликовано 2012-05-10 18:00 пользователем Valeratal «Отдел кадров бюджетного учреждения», 2010, N 2 НЮАНСЫ ПРИСВОЕНИЯ КЛАССНОСТИ ВОДИТЕЛЯМ Вопросы присвоения классности водителям стали волновать работодателей все чаще и чаще.

Особенно много вопросов в кадровых службах организаций, транспортная деятельность которых не является основной. Как установить классность водителям машин скорой помощи, работникам аппарата местного самоуправления и в иных учреждениях? Обязаны ли работодатели выплачивать надбавку за классность?

Могут ли понизить ее? В данной статье ответим на эти и некоторые другие вопросы.

Условия присвоения классности Основным нормативным актом для установления классности водителям является Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (далее — Справочник), утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102.

В данном Справочнике установлены квалификационные характеристики водителей определенного класса.

В частности, 3-й класс получали все водители, прошедшие обучение и получившие водительское удостоверение с разрешенными категориями «B», «C» или только «D», 2-й класс — «B», «C» и «E» или только «D» («D» и «E»), а 1-й класс — «B», «C», «D» и «E». Напомним, что в соответствии с п. п. 4 и 5 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 (в ред.

от 14.02.2009), водительские удостоверения с разрешающими отметками подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий: — «A» — мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами; — «B» — автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более восьми; — «C» — автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; — «D» — автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; — «E» — составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «B», «C» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории. Водительское удостоверение с разрешающей отметкой «трамвай» подтверждает право на управление только трамваями, с отметкой «троллейбус» — только троллейбусами.

Но сами по себе категории никакой классности не устанавливают.

Помните, что классность может устанавливаться, а может и не устанавливаться. Это внутреннее дело каждого предприятия. Для присвоения класса водителю в учреждении должен быть разработан и утвержден локальный нормативный акт (например, положение о присвоении классности водителям), в котором необходимо прописать квалификационные характеристики водителей, указанные в Справочнике утвержденным Постановлением N 58/3-102.

Водитель автомобиля 3-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, категорий «B» или «C», или только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D», буксировать прицепы весом до 750 кг, а также устранять возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности подвижного состава, не требующие разборки механизмов. Он также должен знать: — назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий «B» или «C», или автобусов, относящихся к категории «D»; — Правила дорожного движения и основы безопасности движения; — правила технической эксплуатации автомобилей (относящиеся к водителям); — правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; — признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения; — порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов; — способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; — приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях; — правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля; — порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях. Водитель автомобиля (автобуса) 2-го класса должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C» и «E», или автобусами категории «D» или «D» и «E», уметь устранять возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности транспортного средства, требующие разборки механизма, выполнять регулировочные работы в полевых условиях при отсутствии технической помощи, а также знать: — назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств «B», «C» и «E», а при работе на автобусах («D» или «D» и «E») — их неисправности; — признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения неисправностей транспортного средства; — объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию; — способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; — особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; — особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей; — основные сведения о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте; — основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей; — показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей; — основные положения планирования и учета работы автомобилей; — правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях; — элементы дороги, их влияние на безопасность движения; — основные понятия теории движения автомобиля; — способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей.

Водитель автомобиля (автобуса) 1-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C», «D» и «E», и должен знать: — назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; — влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; — способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава; — основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения; — элементы теории автомобиля; — основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.
Водитель автомобиля (автобуса) 1-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C», «D» и «E», и должен знать: — назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; — влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; — способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава; — основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения; — элементы теории автомобиля; — основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия. Второй класс присваивается при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, а 1-й класс — при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса.

Обратим внимание, что наличие классности на одном предприятии совсем не означает ее сохранение при устройстве на новое место работы.

При увольнении водителя 1-го класса из одного учреждения его квалификация при устройстве в другое больше недействительна.

Необходимо вновь сдавать квалификационные «экзамены».

Порядок установления классности Порядок присвоения классности водителям обычно прописывается в локальном нормативном акте.

Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на предприятии создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации или иного лица, назначенного соответствующим приказом.

В состав такой комиссии рекомендуется включать: — представителя профсоюзной организации; — начальника отдела кадров; — инженера по охране труда. Состав и полномочия комиссии могут быть утверждены приказом или распоряжением руководителя организации. Приведем пример. МЛПУ «Городская больница N 1» Приказ N 46 о создании квалификационной комиссии 19 октября 2009 г.

г. Калуга В целях присвоения квалификационного класса водителям Приказываю: 1. Создать постоянно действующую квалификационную комиссию по установлению класса водителям в следующем составе: председатель комиссии — Петров Иван Викторович, главный врач; секретарь комиссии — Архипова Вера Петровна, секретарь; члены комиссии: — Рахманина Оксана Игоревна, заведующая терапевтическим отделением; — Газов Андрей Геннадьевич, главный механик; — Алексеев Михаил Александрович, водитель-инструктор по безопасности движения. 2. Представлять списки водителей, подлежащих квалификационной аттестации, раз в год не позднее 15 августа — инспектору ОК Марусиной Е.

И. 3. Организовать методическую подготовку квалификационной аттестации — инспектору ОК Марусиной Е. И. 4. Представить материалы квалификационной аттестации главному врачу в течение 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии — председателю комиссии. Главный врач Петров /И. В. Петров/ Для получения класса водитель может написать заявление и к нему приложить представление своего непосредственного руководителя или иного работника по его поручению.

В представлении дается оценка деятельности работника, его деловых и моральных качеств, указывается стаж работы и предлагается присвоить определенный класс.

При оформлении представления в нем указывают наименование подразделения, название вида документа, дату, регистрационный номер (если документ регистрируется), адресата, заголовок к тексту, подпись. При необходимости представление визируют заинтересованные лица. Дальше этот документ подписывается составителем и адресуется руководителю организации.

В квалификационную комиссию МЛПУ «Городская больница N 1» от водителя 3-го класса Завьялова Е. Р. Заявление Прошу провести мне в 2010 г. квалификационную аттестацию для установления 2-го класса.

Основанием для присвоения 2-го класса считаю отсутствие нарушений Правил дорожного движения, стаж работы более трех лет и выполнение графика перевозок. Завьялов, 20.10.2009 Заключение квалификационной комиссии о присвоении класса водителю оформляется протоколом. При вынесении решения надо руководствоваться квалификационными требованиями, которым должен соответствовать водитель определенного класса, а также оценить: — показатели в работе (систематическое выполнение графиков, расписания движения и т.

д.); — соблюдение трудовой дисциплины (водитель должен не иметь за последние три года работы нарушений Правил дорожного движения, которые влекут за собой лишение права управления транспортным средством). Приведем пример протокола заседания квалификационной комиссии. МЛПУ «Городская больница N 1» Протокол N 12 заседания квалификационной комиссии 05.11.2009 г.

МЛПУ «Городская больница N 1» Протокол N 12 заседания квалификационной комиссии 05.11.2009 г.

Калуга Комиссия в составе: Председатель — И. В. Петров, главный врач. Секретарь — В. П. Архипова, секретарь. Члены комиссии: О.

И. Рахманина, А. Г. Газов, М. А. Алексеев. Присутствовали: начальник гаража Р. Л. Паромов, диспетчер А. Т. Старова.

Повестка дня: 1. Обсуждение итогов проведенной квалификационной аттестации водителя 3-го класса Колесникова Антона Александровича. Заслушали: Представление начальника гаража и аттестационные материалы на Колесникова Антона Александровича на присвоение 2-го класса.

Постановили: Признать Колесникова Антона Александровича соответствующим всем требованиям для присвоения 2-го класса.

Председатель комиссии Петров /И.

В. Петров/ Секретарь комиссии Архипова /В.

П. Архипова/ Члены комиссии: Рахманина /О. И. Рахманина/ Газов /А. Г. Газов/ Алексеев /М.

А. Алексеев/ С протоколом заседания квалификационной комиссии ознакомлен. Колесников, 06.11.2009 /А. А. Колесников/ После присвоения квалификационного класса необходимо также занести сведения об этом в разд.

4 личной карточки и трудовую книжку.

IV. АТТЕСТАЦИЯ Дата аттестации Решение комиссии Документ (протокол) Основание номер дата 1 2 3 4 5 05.11.2009 Присвоена квалификация водителя II класса 12 05.11.2009 Приказ от 07.11.2010 N 106 Что дает водителям классность?

Присвоение классности водителям позволяет устанавливать различные доплаты стимулирующего характера к заработной плате. По нормам ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, премий, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Причем локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Разрабатывая локальные нормативные акты (положение об оплате труда и материальном стимулировании работников), работодатель самостоятельно определяет размер надбавки за классность водителей.

Но она должна быть не менее установленной в п. 3.8 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 — 2010 годы (зарегистрировано 25.03.2008 N 96/08-10 ). В организациях городского наземного пассажирского транспорта с учетом сложившейся практики работодатели по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза могут устанавливать надбавку за классность: — водителям 1-го класса — в размере 25%; — водителям 2-го класса — 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.

——————————— Письмо Минтруда России от 25.03.2008 N 1558-ТЗ. Такой же процент доплаты установлен Отраслевым тарифным соглашением по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2009 — 2011 годы (от 28.11.2008 N 106/09-11) и некоторыми другими соглашениями. Придерживаться таких соглашений необходимо в силу Письма Минздравсоцразвития России от 24.07.2008 N 338-ТГ, в котором отмечено: если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению работодатели, не участвовавшие в заключении Соглашения, не представят в Минздравсоцразвития в установленном ч.

8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению, то последнее будет считаться распространенным на этих работодателей.

Разработан также ряд отраслевых нормативных актов, регламентирующих размер данной надбавки: — Приказ МЧС России от 22.09.2009 N 545

«О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны»

; — Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009 — 2012 годы; — Приказ ФМС России от 27.11.2008 N 389 «О внесении изменений в Приказ ФМС России от 15 октября 2008 г.

N 249 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г.

N 583″. Если работодатель примет решение о введении надбавки за классность, размер меньший, чем указан в отраслевом Соглашении, он установить не сможет. Понижаем класс водителя Классность можно не только установить, но и понизить (п.

7 Справочника). Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя с занесением в трудовую книжку.

Водителям, которым понижен класс квалификации, а также лишенным права управления транспортным средством на срок более года, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях вновь. Понизить класс можно, если водитель 2-го и 1-го класса: — не выполняет требования, предусмотренные квалификационной характеристикой или должностной инструкцией; — систематически не выполняет планы, графики перевозок и расписания движения; — имеет перерасход топлива; — имеет за последние три года работы нарушения ПДД, повлекшие за собой дорожно-транспортные происшествия; — нарушает техническую эксплуатацию транспортного средства и правила техники безопасности.

Для установления порядка присвоения классов водителям работодатель должен разработать ряд локальных нормативных актов, поскольку обязательные требования о присвоении классности ТК РФ и нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлены. Необходимые условия выплаты надбавки — создание квалификационной комиссии и обеспечение ее функционирования, разработка положения о начислении надбавки за классность водителям и положения о присвоении классности водителям. Положение о порядке присвоения классности водителям легкового автотранспорта 1.1.

Настоящее Положение определяет порядок присвоения класса квалификации (классности) водителям легкового автотранспорта (далее — водители) администрации города _________.

1.2. Присвоение класса квалификации (классности) водителям производится комиссией по присвоению класса квалификации водителям легкового автотранспорта администрации города _________ (далее — комиссия). 2.1. Квалификация 3-го, 2-го и 1-го класса может быть присвоена водителям, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств. 2.2. Квалификация 3-го класса присваивается водителю, имеющему водительский стаж работы в администрации города _________ не менее года, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки «B».

2.3. Квалификация 2-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее трех лет в качестве водителя 3-го класса в администрации города _________, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки «D». 2.4. Квалификация 1-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса в администрации города _________.
2.4. Квалификация 1-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса в администрации города _________. 2.5. Кроме требований, предусмотренных п.

п. 2.2, 2.3 и 2.4 настоящего Положения, присвоение водителю класса квалификации производится при условии: — отсутствия за последний год работы нарушений Правил дорожного движения; — отсутствия нарушений правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций; — соблюдения трудовой дисциплины. 2.6. Вопрос о присвоении класса квалификации рассматривается комиссией на основании заявления водителя. 2.7. Присвоение класса квалификации (классности) оформляется приказом начальника управления кадров и муниципальной службы администрации города _________ на основании протокола комиссии.

2.8. Ежемесячная надбавка за классность устанавливается в следующих размерах: — водителю 2-го класса — 10% должностного оклада; — водителю 1-го класса — 25% должностного оклада. 3.1. Если водитель 2-го или 1-го класса систематически нарушает Правила дорожного движения и эксплуатации автомобиля, по ходатайству руководителя структурного подразделения решением комиссии ему может быть понижена классность.

3.2. Понижение класса квалификации оформляется приказом начальника управления кадров и муниципальной службы администрации города _________ на основании протокола комиссии.

3.3. Водителям, которым было произведено понижение класса квалификации, классность может быть присвоена на общих основаниях, но не ранее чем через год.

4.1. Подготовка и организация проведения заседания комиссии возлагаются на секретаря комиссии.

4.2. Формой работы комиссии является заседание под руководством председателя или его заместителя. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

Решение комиссии принимается простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов комиссии решающим является голос ее председателя.

4.3. Заявление водителя о присвоении класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии.

К заявлению прилагаются: — копия трудовой книжки; — копия водительского удостоверения; — ходатайство о присвоении класса квалификации руководителя структурного подразделения. 4.4. Ходатайство руководителя структурного подразделения о понижении водителю класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии.
4.4. Ходатайство руководителя структурного подразделения о понижении водителю класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии. К ходатайству прилагаются: — копии документов о наложении дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, за нарушение правил технической эксплуатации, правил техники безопасности, рабочих инструкций и т.

д.; — копии документов о нарушении Правил дорожного движения.

4.5. Секретарь комиссии не позднее чем за неделю до начала работы комиссии сообщает водителям о дате, времени и месте проведения аттестации.

4.6. Решение комиссии оформляется протоколом, который утверждается председателем комиссии и передается в управление кадров и муниципальной службы администрации города для подготовки проекта приказа.

Т. В.Шадрина Эксперт журнала «Отдел кадров бюджетного учреждения» Подписано в печать 09.02.2010 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Как получить классность водителя

Вопрос того, как получить классность водителя, интересует многих занятых в данной деятельности сотрудников.

Получение определенного класса возможно исключительно в том случае, если локальные нормативные акты организации предполагают использование законодательных механизмов классности на предприятии.

Если же таковое внутреннее правовое регулирование отсутствует, рассчитывать на присвоение определенной классности работник не может и требовать от работодателя данного мероприятия он не вправе. Если же на предприятии присутствует разделение водителей на классы, то при соблюдении установленных формальных требований, работник вправе подать на имя работодателя заявление с просьбой предоставить ему определенный класс.

Чтобы присвоить классность водителю, работодатель в свою очередь должен сформировать на предприятии специальную оценочную комиссию, которая проверит наличествующие у сотрудника навыки и соответствие его формальным требованиям, после чего издаст решение, на основании которого работодатель либо должен будет присвоить класс сотруднику, либо отказать в повышении класса. Альтернативным методом оценивания работника может стать использование услуг независимых центров оценивания квалификации.

При несогласии с результатами оценочной комиссии на предприятии, работник вправе также пройти оценивание за свой счет в таковом центре и работодатель, использующий на предприятии механизм классификации водителей по классности, будет обязан принять решение в соответствии с документом о прохождении квалификации.
При несогласии с результатами оценочной комиссии на предприятии, работник вправе также пройти оценивание за свой счет в таковом центре и работодатель, использующий на предприятии механизм классификации водителей по классности, будет обязан принять решение в соответствии с документом о прохождении квалификации.

В случае, если на испытание работник направляется самим работодателем – оплата услуг центра независимой оценки возлагается на работодателя. На время прохождения оценивания работник не может быть уволен за прогул и считается освобожденным от работы с сохранением среднего заработка.

Классность водителей

Основания для присвоения классности. Основанием для присвоения квалификации водителя 3 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями транспортных средств «В» и (или) «С», или одной категории «Д». Такие категории получают при первичном профессиональном обучении.

Основанием для присвоения квалификации водителя 2 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С» и «Е» или «Д» («Д» и «Е»). Непрерывный стаж работы должен быть не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии. Основанием для присвоения квалификации водителя 1 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С», «Е» и «Д».

Непрерывный стаж работы должен быть не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии. Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации второго и первого класса водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива против установленных норм), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций. 3. Порядок присвоения классности.

Квалификация водителя 3 класса может быть присвоена при первом приеме на работу, при этом пишется заявление такого содержания

«Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями согласно открытой категории В (можно управлять газелью и легковым автомобилем), или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями согласно открытых категорий В и С или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями (автобусами) согласно открытой категории Д»

. Но может иметь место прием на работу водителем автомобиля без указания класса (например, у работодателя всего один автомобиль).

Или работодатель не платит надбавку за классность и в принципе не хочет применять у себя присвоение классности (даже квалификации водителя 3 класса).

Квалификация водителя 2 и 1 классов присваивается в процессе работы квалификационной комиссией транспортного предприятия, цеха или иного субъекта транспортной деятельности. Это при условии, что работодатель применяет у себя систему повышения квалификации водителей автомобилей и осуществляет доплату за 2 и 1 класс. 4. Доплата за классность. 4.1.

Как было. Ранее действовало Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115

«О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства»

.

Согласно приложения № 21 данного постановления водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов выплачивалась ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах: водителям 2-го класса — 10 процентов и водителям 1-го класса — 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время. Постановление от 17 сентября 1986 г. N 1115 в настоящее время носит рекомендательный характер.

4.2. Как стало. Различными нормативными документами обязательный характер на выплату доплаты за классность водителям автомобилей в настоящее время отменен. Работодателям предоставлено право самостоятельно устанавливать надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов.

Доплаты за 2 и 1 классы производятся, если они установлены коллективными договорами предприятий, постановлениями по отдельным ведомствам (министерствам), локальными нормативными актами (положениями об оплате труда и материальном стимулировании работников).

Какими документами подтверждается квалификация и стаж работы водителя

По общему правилу (ст.

65 ТК РФ) при приеме на работу работодатель должен потребовать, а гражданин обязан предъявить следующие документы: — паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; — трудовую книжку (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства); — страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; — документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу); — документ об образовании, о квалификации или о получении специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; — справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования.

Классность водителей по категориям 2019 года

Как было упомянуто ранее, классность водителей по категориям в 2019 году не имеет никаких изменений в сравнении с еще даже советскими нормативами.

В данном случае предполагается разделение водителей на три возможных класса. К каждому из классов водителей предъявляются особые требования, а именно:

  1. Первый класс водителей предполагает наличие у данных специалистов прав на управление транспортными средствами категории В, С, Д, Е одновременно. Кроме этого, присвоен данный класс может быть не ранее, чем через два года после работы во втором классе. Предполагается также наличие практического понимания принципов работы транспорта, знание и применение методов экономии горюче-смазочных материалов во время эксплуатации автомобильного транспорта, внесение и использование рационализаторских предложений, а также умение ремонта, в том числе и глубокого с разбором механизмов, вверенного транспортного средства в полевых условиях.
  2. Второй класс водителей обязан соответствовать более строгим требованиям. В частности, водителю следует обладать правами категории В, С и Е, либо Д и Е одновременно. При этом также необходимо, чтобы водитель хорошо осознавал техническое устройство своих транспортных средств, умел производить необходимый ремонт в полевых условиях, а также отработал не менее трех лет в третьем классе в рамках одной организации.
  3. К третьему классу могут быть отнесены водители, обладающие водительскими правами категории В и С, либо – Д. При этом других требований, кроме обладания правом вождения соответствующих данному классу транспортных средств и умением устранять мелкие неисправности без ремонта механизмов не предусматривается. Точно так же не предполагает наличие данного класса каких-либо дополнительных доплат сотруднику.

Работодатель не обязан устанавливать и использовать разделение водителей по категориям классности на предприятии. Однако если он применяет данную систему, ему необходимо следовать и требованиям законодательства в отношении обязательного обеспечения доплат за классность.

Также работодатель вправе использовать и собственные системы оценивания и классификации сотрудников, если они не противоречат действующему законодательству.

Как оплачивается классность водителям в России

Присвоение водительского класса позволяет получать различные надбавки к заработной плате. Соглашение прописывает следующие надбавки:

  1. За 3 класс доплата не предусматривается.
  2. За 2 класс – 10% от оклада или тарифной единицы;
  3. За 1 класс – 25% от оклада либо другой тарифной единицы;

Надбавка за классность водителям может быть установлена работодателем на свое усмотрение, но при этом, если он в 30-дневный срок не предоставил письменный отказ от участия в Соглашении, то она не может быть меньше, той, что установлена в этом документе (25% и 10% соответственно). Это установлено письмом Минздравсоцразвития № 338-ТГ от 24.07.08.

Соответственно, доплата за классность водителям, должна быть равна или больше той, что установлена в Соглашении. Также, вышеуказанный документ устанавливает, что работодатели, которые решились доплатить своим водителям за классность, должны разработать следующие документы:

  1. Положение о доплате за классность.
  2. Положение о присвоении классности;

Начисление такой добавки водителям устанавливается приказом по организации.

Классность водителей по категориям

В 2021 году, как и ранее, присвоение классности водителям в РФ регулирует Квалификационный справочник профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.

1984 №58/3-102, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник) и который в части, имеющей отношение к классности водительского состава, все еще в силе, поскольку соответствующие профессиональные стандарты пока не разработаны. Еще советский документ гласит, что водителям могут присваиваться 3 класса, они зависят категорий конкретного водителя и продолжительности работы на одном месте. При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав:

  1. 2 класс – категории В, С, Е либо Д и Е (то есть, есть два варианта сочетания категорий).
  2. 3 класс – категории В, С либо только одна категория Д.
  3. водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.

В процессе дальнейшей работы в компании повышение категорий зависит от того, как долго трудится в ней человек.

Доплата трактористам

Машинистам-трактористам, в зависимости от их трудового опыта, присваивается квалификация 1, 2 или 3 класса. Такая классификация отражается и на дополнительных выплатах:

  1. трактористам-машинистам 1 класса доплачивают 20% от фиксированной ставки;
  2. трактористам-машинистам 2 класса доплачивают 10%.

Доплата водителям тракторов может варьироваться, в зависимости от специфики организации.

Некоторые нюансы присвоения классности водителям

Вы здесь Опубликовано 2009-06-15 09:23 пользователем HRTrud «Отдел кадров коммерческой организации», 2009, N 11 Иногда сотрудник кадровой службы, принимающий на работу водителя, видит запись в его трудовой книжке о присвоении классности. В связи с этим у работодателей — транспортных компаний возникают различные вопросы, а именно: как устанавливается классность, можно ли ее понизить, обязаны ли выплачивать надбавки за нее? В данной статье ответим на поставленные вопросы.

Впервые классность водителей транспортных средств была предусмотрена Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 17.08.1976 N 235/18. Позднее этот документ утратил силу, но Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (далее — Справочник), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 установлены квалификационные характеристики водителей определенного класса. В частности, 3-й класс присваивали всем водителям, прошедшим обучение и получившим водительское удостоверение с разрешенными категориями «B», «C» или только «D», 2-й класс — «B», «C», «E» или только «D» («D» или «E»), а 1-й класс — «B», «C», «D» и «E» .

Причем 2-й класс присваивается при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном транспортном предприятии, а 1-й класс — при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса.

——————————— О категориях транспортных средств см. п. 4 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утв.

Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 (в ред. от 14.02.2009). Присвоение классности водителям позволяет устанавливать различные доплаты стимулирующего характера к заработной плате.

По нормам ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, премий, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Причем локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Разрабатывая локальные нормативные акты (положение об оплате труда и материальном стимулировании работников), работодатель самостоятельно определяет размер надбавки за классность водителей.

Но она должна быть не менее установленной в п. 3.8 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 — 2010 гг.

(зарегистрировано 25.03.2008 N 96/08-10 ). В организациях городского наземного пассажирского транспорта с учетом сложившейся практики работодатели по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза могут устанавливать надбавку за классность: — водителям I класса — в размере 25%; — водителям II класса — 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время. ——————————— Письмо Минтруда России от 25.03.2008 N 1558-ТЗ.

Придерживаться данного Соглашения необходимо в силу Письма Минздравсоцразвития России от 24.07.2008 N 338-ТГ, в котором отмечено: если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению работодатели, не участвовавшие в заключении Соглашения, не представят в Минздравсоцразвития в установленном ч. 8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению, последнее будет считаться распространенным на этих работодателей.

Если работодатель примет решение о введении надбавки за классность, размер меньший, чем указан в Отраслевом соглашении, он установить не сможет. Классность можно не только установить, но и понизить (п. 7 Справочника), если водитель II или I класса: — не выполняет требования, предусмотренные квалификационной характеристикой или должностной инструкцией; — систематически не выполняет планы, графики перевозок и расписания движения; — имеет перерасход топлива; — имеет за последние три года работы нарушения ПДД, повлекшие за собой дорожно-транспортные происшествия; — нарушает техническую эксплуатацию транспортного средства и правила техники безопасности.

Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя с занесением в трудовую книжку. Водителям, которым понижен класс квалификации, а также лишенным права управления транспортным средством на срок более года, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях вновь. Для установления порядка присвоения классов водителям работодателю необходимо разработать ряд локальных нормативных актов, поскольку обязательные требования о присвоении классности ТК РФ и нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлены.

Необходимое условие выплаты надбавки — разработка положения о начислении надбавки за классность водителям и положения о присвоении классности водителям.

Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на автотранспортном предприятии создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом. Состав и полномочия комиссии утверждаются приказом или распоряжением руководителя организации. Приведем пример на с. 31. ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Общество с ограниченной ответственностью «Транзит» │ │ │ │ ПРИКАЗ N 46 │ │ о создании квалификационной комиссии │ │ │ │г.

Астрахань 12 октября 2009 г.│ │ │ │ В целях присвоения квалификационного класса водителям │ │ ПРИКАЗЫВАЮ: │ │ 1. Создать постоянно действующую квалификационную комиссию по│ │установлению класса водителям в составе: │ │ — председатель комиссии — Зуев Николай Викторович, заместитель│ │директора; │ │ — секретарь комиссии — Антипова Анна Петровна, офис-менеджер. │ │ Члены комиссии: │ │ — Каманина Елена Игоревна, менеджер по персоналу; │ │ — Гамов Андрей Геннадьевич, главный механик; │ │ — Чужайкин Михаил Александрович, водитель-инструктор по безопасности│ │движения.

│ │ 2. Предоставлять списки водителей, подлежащих квалификационной│ │аттестации, раз в год не позднее 15 августа — менеджеру по персоналу│ │Каманиной Е.И. │ │ 3. Организовать методическую подготовку квалификационной аттестации -│ │менеджеру по персоналу Каманиной Е.И.

│ │ 4. Представить материалы квалификационной аттестации директору в│ │течение 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии -│ │председателю комиссии. │ │ │ │Директор Мусатов /А.Д.

Мусатов/│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ Для получения класса водитель может написать заявление и к нему приложить представление своего непосредственного руководителя или иного работника по его поручению.

В представлении дается оценка деятельности работника, его деловых и моральных качеств, стаж работы и предложение о присвоении определенного класса. При оформлении представления в нем указываются: наименование подразделения, название вида документа, дата, регистрационный номер (если документ регистрируется), адресат, заголовок к тексту, подпись.

При необходимости представление визируется заинтересованными лицами. Дальше этот документ подписывается составителем и адресуется руководителю организации. ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ В квалификационную комиссию ООО «Транзит»│ │ от водителя 3-го класса Парамонова Е.Р.│ │ │ │ Заявление │ │ │ │ Прошу провести мне в 2010 г.

квалификационную аттестацию для│ │установления 2-го класса. │ │ Основанием для присвоения 2-го класса считаю отсутствие нарушений│ │правил дорожного движения, стаж работы более трех лет и выполнение│ │графика перевозок.

│ │ │ │ Парамонов, 02.08.2009 │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ Заключение квалификационной комиссии о присвоении класса водителю оформляется протоколом (пример см.

на с. 34). При вынесении решения надо руководствоваться квалификационными требованиями, которым должен соответствовать водитель определенного класса. Они должны быть зафиксированы в положении о присвоении классности водителям. ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Общество с ограниченной ответственностью «Транзит» │ │ │ │ Протокол N 6 │ │ заседания квалификационной комиссии │ │05.11.2009 г.

Астрахань│ │ │ │ Комиссия в составе: │ │ Председатель — Н.В. Зуев, заместитель директора. │ │ Секретарь — А.П. Антипова, офис-менеджер. │ │ Члены комиссии — Е.И.

Каманина, А.Г. Гамов, М.А. Чужайкин. │ │ │ │ Присутствовали: начальник гаража грузовых автомобилей Р.Л. Парфенов,│ │диспетчер Р.Т. Старостина.

│ │ │ │ Повестка дня: │ │ 1. Обсуждение итогов проведенной квалификационной аттестации водителя│ │3-го класса Парамонова Евгения Романовича. │ │ │ │ Заслушали: │ │ Представление начальника автобусного парка и аттестационные материалы│ │на Парамонова Евгения Романовича на присвоение 2-го класса. │ │ │ │ Постановили: │ │ Признать Парамонова Евгения Романовича соответствующим всем│ │требованиям для присвоения второго класса.

│ │ │ │ Председатель комиссии Зуев /Н.В. Зуев/│ │ │ │ Секретарь комиссии Антипова /А.П. Антипова/│ │ │ │ Члены комиссии Каманина /Е.И.

Каманина/│ │ Гамов /А.Г. Гамов/│ │ Чужайкин /М.А. Чужайкин/│ │ │ │ С протоколом заседания квалификационной комиссии ознакомлен. │ │ Парамонов, 06.11.2009 /Е.Р.

Парамонов/ │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ Водитель автомобиля (автобуса) 2-го класса должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенных к категориям транспортных средств «B», «C» и «E», или автобусами категории «D» или «D» и «E», уметь устранять возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности транспортного средства, требующие разборки механизма без технической помощи, а также знать: — назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств «B», «C» и «E», а при работе на автобусах («D» или «D» и «E») — их неисправности; — признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения неисправностей транспортного средства; — объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию; — способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; — особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; — особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей; — основные сведения о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте; — основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей; — показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей; — основные положения планирования и учета работы автомобилей; — правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях; — элементы дороги, их влияние на безопасность движения; — основные понятия теории движения автомобиля; — способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей. Водитель автомобиля (автобуса) 1-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C», «D» и «E», и должен знать: — назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; — влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; — способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава; — основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения; — элементы теории автомобиля; — основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

Приведем пример протокола заседания квалификационной комиссии на с.

34. После присвоения квалификационного класса необходимо также занести сведения об этом в разд.

4 личной карточки (форма N Т-2) и трудовую книжку.

Итак, водителю присвоен класс. У бухгалтерии появляются вопросы.

Например, нужно ли учитывать надбавку за классность при начислении премии? Отвечаем: официальный перечень доплат и надбавок к тарифным ставкам, на которые начисляется премия, трудовым законодательством не установлен.

Раньше действовал Приказ Минтранса РСФСР от 30.03.1987 N 44

«О введении временной инструкции и рекомендаций по обеспечению выполнения рейсов на автобусных маршрутах»

, в п. 1.3 которого говорилось, что размеры премирования устанавливаются автотранспортными предприятиями в процентах к заработной плате водителей по тарифным ставкам за отработанное на маршруте время с учетом надбавок за классность, доплат за работу с разделением на две части (по разрывному графику), за руководство бригадой, за работу в ночное время. В связи с принятием ТК РФ данный документ применяется в части, не противоречащей ему.

Повторим, что ч. 2 ст. 135 ТК РФ позволяет работодателю самостоятельно устанавливать системы премирования коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. Поскольку премия призвана материально поощрить работника, усилить его материальную заинтересованность, в организации разрабатывается положение о премировании.

В данном положении устанавливаются: — виды премий; — порядок утверждения, начисления и выплаты премий; — показатели и условия премирования; — источники выплаты премий; — размеры и шкала премирования; — порядок и условия лишения премий или снижения их размера.

Из вышесказанного следует, что работодатель сам устанавливает, на какие выплаты начисляется премия. А.И.Сувернева Эксперт журнала «Отдел кадров коммерческой организации» Подписано в печать 28.10.2009 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

IV. АТТЕСТАЦИЯ

Дата аттестации Решение комиссии Документ (протокол) Основание номер дата 1 2 3 4 5 05.11.2009Присвоена квалификацияводителя II класса 1205.11.2009Приказ от 07.11.2010 N 106 Понравилась статья?

Поделиться с друзьями: Оффер коммерческого предложения Не путать с офертой. Это совсем другое. Чтобы составить по-настоящему мощное Взыскиваем сумму ущерба Определить сумму причинённого ущерба работодатель может двумя способами: в общем и О возвращении судами уголовных дел для дополнительного расследования После отмены судом апелляционной инстанции приговора В чем смысл государственной регистрации?