Правовая политика временного правительства деятельность юридического совещания

23. Правовая политика советского государства


Правовое регулирование экономики выражалось прежде всего в мерах по национализации промышленности, финансов и транспорта. Национализация крупной промышленности началась уже осенью 1917 г.

Этот процесс прошел в несколько этапов. На первом этапе (осень 1917 г. – весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей, как центральных, так и местных.

С весны 1918 г. начался второй этап – национализация не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности, внутри которых устанавливался количественный критерий национализации – размер основного капитала предприятия.

Еще в декабре 1917 г. ВЦИК издал декрет о национализации банков, объявив банковское дело государственной монополией. Летом 1918 г. были национализированы сахарная и нефтяная промышленность , железные дороги, еще раньше – речной флот и внешняя торговля. Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский Совет народного хозяйства (ВСНХ).

ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны. Он координировал работу хозяйственных наркоматов (торговли и промышленности, продовольствия, финансов, земледелия), совещаний (по топливу, металлу), органов рабочего контроля, фабрично-заводских и профессиональных организаций.

Структура ВСНХ включала: Всероссийский Совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных Комисаров, группу экспертов, отраслевые отделы. Руководящим органом было Бюро ВСНХ.

В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестеры (лишение права распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительного синдицирования отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов. Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соответствующих Советах.

В декабре 1917 г. ВЦИК принял положение о рабочем контроле. Эта форма была первой в ряду других мер по управлению экономикой, введенных новыми властями.

Рабочий контроль осуществлялся фабрично-заводскими комитетами и устанавливался на всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных предприятиях, использующих наемный труд.

Программа построения социалистического общества включала также Государственный план электрофикации России (план ГОЭЛРО), строительство ряда электростанций и реконструкцию сельского хозяйства.

Правовая политика Временного Правительства

Неспособность царского правительства решить задачи военного времени, перестроить хозяйство на военный лад обусловили создание чрезвычайных органов в стране. В 1915 г. были утверждены Особые совещания для координации работы отдельных министерств.

Было образовано пять совещаний: 1) по обороне; 2) по обеспечению топливом путей сообщения и предприятий; 3) по перевозке топлива, продовольствия и военных грузов; 4) по продовольственному делу; 5) по устройству беженцев.

Особые совещания наделялись широкими полномочиями: правом требовать содействия всех общественных и правительственных организаций, устанавливать цены, сроки и очередность выполнения военных заказов, собирать материал о работе предприятий и т.п.

Постепенно перестраивая организацию высшей государственной власти и высшего государственного управления, Временное правительство не могло не обеспокоиться и вопросами ближайшего будущего страны. Поэтому при активном участии авторитетных юристов-государствоведов оно тщательно готовило проведение в стране одной из важнейших реформ – конституционной, возлагая сложную задачу чёткого юридического оформления её на Учредительное собрание. Отмечается, что для создания Конституции была сформирована Особая (конституционная) комиссия при Юридическом совещании во главе первоначально с Н.И.

Лазаревским, а позднее с В.М. Гессеном. Фактически комиссия создавала не один, а два проекта Конституции, строившиеся на основе различных принципов. В качестве временной Конституции переходного периода, когда высшая государственная власть будет принадлежать Учредительному собранию, должны были действовать

«Заключение Совещания о порядке открытия Учредительного собрания и юридическом положении после его открытия Временного правительства»

и закон «Об организации временной исполнительной власти при Учредительном собрании».

Фактической целью такого переходного периода являлось обеспечение преемственности власти и предполагалось, что он будет продолжаться не более одного года5. Вторым был проект постоянной Конституции, центральным положением которого являлось введение в России парламентарной республики во главе с президентом, унитарной формой государственного устройства с автономией отдельных областей.

При его составлении использовался опыт конституционных законов Французской республики 1875 года, но с приспособлением его к российской ситуации (речь, в частности, шла не о детальном копировании конституционных законов, а лишь о заимствовании их общих принципов).

Таким образом, законодательная деятельность Временного правительства в области государственного строительства прежде всего была связана с правовым оформлением перестройки органов государственной власти. В число первоочередных выдвигался вопрос о легитимации новой власти и определении властных прав Временного правительства, которое пыталось обеспечить сосредоточение в его руках всей полноты законодательной и исполнительной власти в стране. Деятельность правительства по организации государственного управления развивалась в нескольких направлениях, что привело к структурированию самого Временного правительства и созданию таких его подразделений, как Совещание товарищей министров и Юридическое совещание.

Разрабатывая новую Конституцию, Временное правительство надеялось перейти от авторитарных методов управления страной к демократическим.

Для создания Конституции была создана Особая комиссия при Юридическом совещании с ведущим представительством учёных-юристов. Комиссия работала по двум направлениям: во-первых, был создан проект «временной» Конституции, действие которой предполагалось на переходный период до формирования постоянных органов власти; во-вторых, велась работа над проектом постоянной Конституции, построенной на основе классического либерального принципа разделения властей.

Завершить создание второго проекта комиссия не успела. Была лишь намечена схема будущего Основного закона государства как парламентской республики во главе с президентом, при унитарной форме государственного устройства с сохранением автономии отдельных областей.

2.2 Преобразования в системе местного управления и самоуправления Необходимость формирования единообразной структуры органов местного самоуправления безоговорочно признавалась всеми составами Временного правительства. 3 марта 1917 г. оно приняло Декларацию, в которой во главу предстоящих преобразований ставилась реформа местного самоуправления на основе всеобщего избирательного права.

По реформе местного самоуправления при Министерстве внутренних дел под председательством С.М. Леонтьева было созвано Особое совещание. Начав работу 26 марта, совещание за 6 месяцев выработало основной пакет документов, большинство из которых были утверждены Временным Правительством. Вот общий перечень главнейшего, что было сделано в период с 26 марта по 26 сентября 1917 г.
Вот общий перечень главнейшего, что было сделано в период с 26 марта по 26 сентября 1917 г. По реформе городского и организации поселкового самоуправления: 1.

Постановление о выборе городских гласных и об участковых городских думах (утверждено 15 апреля); 2. Наказ о производстве городских выборов (3 мая); 3.

Преобразование 41 поселения в городские, с введением Городового Положения (30 мая); 4. Городовое Положение (9 июня); 5.

Введение Городового Положения в дворцовых городах (26 мая и 14 июня); в городах Туркестана и в Темире Уральской области (14 июня); 6.

Положение о поселковом самоуправлении (15 июля); Наказ по поселковым выборам и Наказ о выборе поселковых гласных (11 августа); 7. О порядке выделения городов из земств (сентябрь). По реформе губернского и уездного, организации волостного земства: 1.

Постановление о выборе уездных и губернских гласных в 43 губерниях Европейской России (21 мая и 11 августа) и Положение о волостном земстве в тех же губерниях (21 мая); 2. Положение о Всероссийском земском союзе (7 июня) и Земское Положение (9 июня); 3.

Наказ о производстве выборов волостных гласных в 43 губерниях Европейской России (11 июня) и Наказ о производстве выборов уездных и губернских земских гласных в тех же губерниях Европейской России (17 июня); 4.

Введение земства в Архангельской губернии (17 июня), в Сибири (26 августа), в Степном крае (17 июня), в Туркестане (1 июля), в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях (30 марта и 22 июня), в Калмыцкой степи (1 июля) и в Киргизской орде Астраханской губернии (5 августа), в инородческих частях Ставропольской губернии (1 июля), в Измаильском уезде Бессарабской губернии (1 июля), в области Войска Донского (10 августа) (ввиду возникших осложнений окончательного утверждения проекта не последовало), Виленской и Ковенской губерниях (26 июля), в Камчатской области (26 августа); 5.

Выборы волостных земских гласных в Виленской и Ковенской губерниях (26 июля); 6.

Положение о губернских и уездных комиссарах (19 сентября).111 Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. — М.: 1999.1 По организационному и финансово-экономическому обеспечению становления местного самоуправления: 1.

Постановление о союзах, товариществах и съездах земств, городов и поселков (23 июня); 2. Положение о милиции (17 апреля) для Петрограда, Москвы, Киева и Одессы (29 июня); 3. Административные суды и их штаты (30 мая); 4. О реформе воинских присутствий (5 августа); 5. О гарантировании займов городов и земств (8 августа); 6.
О гарантировании займов городов и земств (8 августа); 6.

О преобразовании кассы городского и земского кредита в банк (14 сентября), и Об улучшении городских и земских финансов (21 сентября), многие другие документы.

Одновременно были разработаны и переданы на места для обсуждения проекты нормативных документов: 1. «О мировых посредниках». 2. «О составлении городами планов и «Об образовании в крупных городах домовых комитетов. 3.

«Об основах земской реформы и переделе губерний и уездов в Закавказском крае»

; «О введении земства в Тверской и Кубанской областях и «О земском самоуправлении для русских поселенцев Уранхайского края»6.

В итоге реформа охватила следующие основные группы вопросов: 1) Усовершенствование городских выборов на демократических началах с введением в ряде городов впервые Городового Положения, пересмотр действовавшего Городового Положения с устранением опеки и подавления самостоятельности городских самоуправлении; улучшение городских финансов и кредита для городов; учреждение мелких городских единиц в крупных городах и составление правил о планах городов; выделение более крупных городов из земств и предоставление им самых широких прав по вступлению в союзы и с городами, и с земствами. 2) Создавалось поселковое самоуправление, напоминавшее прежнее упрощенное городское устройство.

3) Преобразовывались на широких демократических началах губернские и уездные земства, вводилась мелкая земская единица — волостное земство, было изменено Земское Положение, с устранением опеки и подавления самостоятельности земства; улучшены земские финансы и кредит для земств, последним предоставлено самое полное право образовывать союзы и товарищества с другими земствами и городами. Земство вводилось почти повсюду в стране с изменениями, вызываемыми местными особенностями.

4) Было издано положение о преобразовании полиции в земскую и городскую (выборную) милицию. Введены административные суды, призванные охранять законность, подготавливалось преобразование губернского и уездного управления.

Важно обратить внимание на наиболее существенные положения реформы.

Выборы в волостное земство осуществлялись, как правило, по мажоритарной системе.

Число гласных определялось по 29-50 на волость.

Гласные составляли волостное земское собрание. Председатель избирался гласными из своей среды, исполнительным органом была волостная земская управа во главе с председателем.

Выборы в уездное земство проводились обязательно по пропорциональной системе.

Города составляли самостоятельный избирательный округ. Города с населением не менее 50 тыс. жителей и губернские города не выбирали гласных в уездное земство, так как сами приравнивались по правам к уездному земству. Гласные губернии выбирались уездными собраниями или городскими думами. В состав земских собраний входили только избранные гласные.

В состав земских собраний входили только избранные гласные. От участия в них представителей ведомств и должностных лиц полностью отказались. Председатель избирался гласными из своей среды на один год.

Очередные собрания созывались раз в год, чрезвычайные — по мере надобности. Должностные лица управ не утверждались.

Выбирать в управу можно было любого гражданина, имеющего где-либо избирательное право. Срок полномочий управы составлял три года.

Не допускалось совмещения земских должностей ни с какими другими платными должностями по государственной и общественной службе.

Земские служащие перестали утверждаться в должности административным аппаратом и имели право на профсоюзную деятельность7. Земство получало новое место и значение в общем строе государственного управления, ему передавалась вся полнота власти на местах.

К новым функциям местного самоуправления следует отнести оказание юридической помощи населению, заведование школьным делом в учебном отношении, устройство бирж труда, меры по охране труда, заведование милицией. Уездный и губернский комиссары осуществляли надзор за деятельностью губернских и уездных земств, а также волостного земства.

Он выражался в форме протестов, вносимых в административный отдел окружного суда, и протесты допускались лишь в случае нарушения закона.

Закон от 22 сентября 1917 г. предусматривал пути упорядочения земских финансов. Устанавливались в пользу земств надбавка к государственному подоходному налогу, обложение сельских построек, разрешалось предусматривать ряд новых сборов.

Закон от 17 июня 1917 г. определил, что волостные земства могут взимать не более 30% уездных сборов. Законом от 19 сентября 1917 г. касса городского и земского кредита была преобразована в Государственный банк земского и городского кредита.

15 июля 1917 г. было утверждено Положение о поселковом управлении.

Его предстояло ввести в железнодорожных, фабрично-заводских, рудничных, дачных и иных населенных местах, если там имелись достаточно выраженные местные потребности в благоустройстве. По закону о милиции от 17 апреля 1917 г.

задача охраны порядка и безопасности становилась одной из составных частей земской и городской деятельности, а служащие в милиции — одной из категорий земских служащих. Должность начальника милиции замещалась уездной или городской управой, и он отвечал перед уездным земством или городом за работу милиции, выбирал себе помощников, которые заведовали отдельными участками. Милиционером по закону мог быть любой русский подданный, достигший 21 года, если он не состоял под следствием и судом, а также не являлся несостоятельным должником8.

Особое внимание было уделено коллективной деятельности земских и городских учреждений.

В предыдущие десятилетия стремление земских учреждений объединяться в союзы и товарищества для развития своей деятельности тормозилось властью из опасения политического объединения земств. Однако жизнь брала свое, и такие земские союзы стали возникать с конца 90-х годов в виде товариществ земств, по закупке сельскохозяйственных машин и др.

В 1906 г. правительство признало, наконец, за земствами право образовывать такие товарищества, но только именно такие. Тем не менее, во время Японской войны 1904-1905 гг. явочным порядком возникла обще земская организация, занявшаяся помощью больным и раненым воинам, а после войны — продовольственной помощью населению неурожайных мест.

В 1906 г. возникла и переселенческая областная земская организация (при Полтавской губернской земской управе) для помощи переселенцам в Сибири.

Наконец, с началом первой мировой войны земства явочным порядком образовали Всероссийский земский союз, который, объединившись с подобным городским союзом, создал мощнейшее в стране объединение — Земгор, работавшее на оборону, снабжение армии и организовавшее для этой цели целый ряд различных заводов и предприятий. Правительство упорно отказывалось признать его по закону и лишь как бы терпело до поры-до времени. Официально не запрещенные съезды земства удавалось устраивать тоже с большими препятствиями.

Правовая политика Временного правительства.

5. 1985 1991 перестройка – попытка демократического реформирования социализма, отмена 6 ст, формирование многопартийной системы, гласность, раскол КПСС на реформаторов и «сталинистов» и потеря ею авторитета и влияния, кризис государственного устройства – постепенный распад СССР, возвращение Советам реальных властных полномочий. 1991 – Беловежская Пуща – подписание соглашения и прекращении действия союзного договора 1922 г.

(роспуск СССР и создание СНГ) Развитие уголовного и уголовно-процессуального права в советский период. Дек. 1919 – Руководящие начала по уголовному праву, новое уголовное право основывается на классовых принципах и целесообразности, а не законности.

Усиление принципа объективного вменения: степень наказания связывалась с результатами преступления, а не его мотивами, повсеместно – принцип аналогии Июнь 1922 – УК – преступление – любое общественно опасное действие, угрожающее рабоче-крестьянскому правопорядку, по-прежнему аналогия, наказание – только судом.

Усиление принципа объективного вменения: степень наказания связывалась с результатами преступления, а не его мотивами, повсеместно – принцип аналогии Июнь 1922 – УК – преступление – любое общественно опасное действие, угрожающее рабоче-крестьянскому правопорядку, по-прежнему аналогия, наказание – только судом.

Осн. группы. Составов: гос-е, против порядка упраления, хозяйст-е, имущ-е, воинские, либерализация по отношению к экон.

Прест. Фев. 1923 – УПК РСФСР- публичность и гласность процесса.

Суд сам осуществлял отбор доказательств.

На предв. Следствии – должны выясняться все обстоятельства, уличающие, либо оправдывающие.

Обязательно участие защиты. 1926 – новая ред. УК – более четко прописаны гос.

Преступления, 58 статья- измена Родине Дек. 1934 – внесения изменений в УПК , касающиеся рассмотрения дел по 58 статье (срок следствия максимум 10 дней, возможность заочного осуждения, адвокаты не допускались, приговор окончательный, смертная казнь в течение 24 часов, специальные суды для 58 статьи – особые совещания или тройки (три человека – представитель партии, представитель прокуратуры, представитель НКВД)) 1935 – уголовная ответственность по тяжким (убийство, 58, хищение госуд. Собст-ти)– с 12 лет. Война – новые составы прест – самовольный уход с работы, несдача трофейного оружия После войны – смягчение, с 47 г.

до 50 г. отмена смертной, с 1954 – за аборты – убрали уголовную ответственность 1953 – отмена изменений в УПК 1934г.

1958- Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик – отмена аналогии, обратной силы не имеет, возр.

Предел – не с 14, а с 16, УДО 1960 – новый УК Стр 2 из 5 Соседние файлы в предмете

  1. 10.11.2018237.57 Кб
  2. 23.03.20162.09 Mб
  3. 20.04.201537.3 Кб
  4. 20.12.20183.94 Mб
  5. 22.12.2018145.92 Кб
  6. 20.04.201525.49 Кб
  7. 20.04.201541.43 Кб
  8. 20.04.2015248.49 Кб
  9. 20.04.201535.99 Кб
  10. 20.04.2015480.93 Кб
  11. 20.04.201554.78 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Правовая политика Временного правительства

Политико-правовая ситуация в России после февральских событий 1917 г. была довольно противоречивой. Весной 1917 г. произошла демократизация политической и общественной жизни страны.

Были приняты законы «О печати» и «Об учреждениях по делам печати», запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати. Упразднялись Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров.

Их функции возлагались на комиссаров Временного правительства. Новая власть провозгласила демократию, признание политических и гражданских свобод: слова, митингов, собраний, демонстраций, шествий. Была объявлена свобода организации и деятельности политических партий, профсоюзов и других общественных организаций.

Провозглашалось равенство всех граждан независимо от национальности и вероисповедания. 3 марта была объявлена амнистия для политических заключенных. Из тюрем и ссылки были возвращены большевики, эсеры, участники аграрных беспорядков и пр.

Но эти меры носили в значительной степени декларативный популистский характер.

Провозглашенные свобода и равенство обернулись митинговой стихией, уличными беспорядками, волной национал-сепаратизма, анархией. На фабриках и заводах упала трудовая дисциплина, резко снизилась производительность труда. Меры по наведению порядка и дисциплины часто рассматривались как контрреволюция.

В деревне, где левые партии прямо призывали крестьян «брать землю», начались самозахваты земель и погромы усадьб. Отрицательные последствия имела объявленная 17 марта общеуголовная амнистия, на свободу были выпущены из тюрем уголовные элементы. После нее в тюрьмах осталась l/З из 155 тыс.

заключенных. Вышедшие из тюрем уголовники стали формировать бандитские группировки, наводя страх и ужас на население.

К осени большую часть амнистированных пришлось вернуть в тюрьмы.

Для оставшейся в тюрьмах части заключенных были установлены «демократические» порядки: заключенные выбирали старост, устраивали собрания, двери камер не закрывались, вводились отпуска и пр. Был смягчен режим содержания заключенных. В мае 1917 г. Временное правительство отменило розги в карцере, разрешило снять кандалы с особо опасных преступников, смирительные рубашки для буйных, отменило ссылку на поселение.

  1. 12 марта была отменена смертная казнь, которую заменила срочная и бессрочная каторга. Но отмена смертной казни продержалась недолго. Уже в августе смертная казнь была восстановлена на фронте.
  2. 4 июня на всей территории России был введен сухой закон. Продажа спиртных напитков, появление в нетрезвом виде в общественном месте карались крупными штрафами и лишением свободы. Это способствовало росту самогоноварения, теневому обороту и озлобляло люмпенизированные слои населения.

Тяжелые последствия для России имела политика новой власти в армии.

1 марта Петросовет издал приказ № 1, упразднивший дисциплинарную власть офицеров в воинских частях.

Эта власть была передана выборным комитетам из нижних чинов. Приказ отменил титулование офицеров, ввел равные права офицеров и солдат вне строя и наложил запрет на грубое обращение с солдатами. Выборные комитеты заменили командный состав.

Солдаты поняли это как освобождение от дисциплины, как свободу анархии, как возможность устраивать самосуды, широкие масштабы приобрело дезертирство.

Приказ № 1 по сути дела развалил и уничтожил армию. После июльских событий политика правительства ужесточилась. Сразу после подавления вооруженного выступления было принято постановление «О наказаниях за публичные призывы» к убийству, разбоям, грабежу и другим преступлениям.

Чуть позже вносятся изменения в Закон о печати.

В специально изданном постановлении «О печати» устанавливается наказание «за призывы к гражданской войне», сделанные в средствах массовой информации. Вместе с тем правительство отказывается от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении — постановление «О лицах, арестованных во внесудебном порядке».

Вместе с тем правительство отказывается от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении — постановление «О лицах, арестованных во внесудебном порядке». В начале августа принимается постановление «Об условиях досрочного освобождения» заключенных. Военно-административные методы, введенные еще до революции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства

«Об обеспечении снабжения государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны, металлами и топливом»

.

В мае при Особом совещании по топливу учреждаются правительственные инспекторы.

Особые совещания, учрежденные еще при монархии, продолжали свою деятельность.

Методы снабжения, предусмотренные в постановлении, будут использованы позже, в период «главкизма», уже Советской властью. В целях борьбы с продовольственными трудностями было издано постановление

«О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах»

, вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались продовольственные комитеты.

Эти органы вели учет всего имевшегося в зонах ихдействия хлеба, «за вычетом продовольственных нужд владельца», и разрешали отчуждение «излишков» только при посредстве государственных органов по твердым ценам. Залог хлеба запрещался. Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контролировали цены и организовывали обязательные гужевые перевозки. (Позже этот опыт был использован Наркоматом продовольствия и продотрядами эпохи «военного коммунизма» в 1918—1920 гг.).

Что касается права, то новая власть продолжала руководствоваться старыми дореволюционными законами. Было сохранено действие «Свода законов Российской империи» (изъяты лишь упоминания о царе).

В августе 1917 г. постановление

«О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями»

определило критерии для использования в новых условиях законодательства, изданного в период монархии. Продолжалось действие судебных уставов 1864 г.

и Уголовного уложения 1903 г. Вмарте 1917 г. было образовано Юридическое совещание.

Совещание рекомендовало правительству подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовленных Юридическим совещанием.

Рекомендуем прочесть:  Порядок расчета неустойки

В положении «О судах по административным делам» (май 1917 г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы и местных органов на правительственных комиссаров. Для предотвращения некоторых последствий необдуманных решений Временному правительству пришлось прибегнуть к ужесточению уголовного законодательства. Уже весной были введены меры уголовной репрессии за уклонение от службы путем умышленного членовредительства, за взятки, пьянство, спекуляцию, вооруженные дебоши и т.д.

С июля усилилась уголовная ответственность за публичные призывы к убийству, разбою, грабежам, погромам. Все новеллы в гражданском праве были связаны с провозглашенным политическим и гражданским равноправием.

Все граждане получили равные юридические права в обладании собственностью (ликвидировались сословные, национальные, вероисповедальные и иные ограничения). В обязательственном праве также отменялись все ограничения национального и религиозного характера и уравнивались права субъектов обязательств во всех видахдоговоров.

Те же изменения коснулись наследственного права (документальное оформление брака и нивелировка наследственной массы при уравненных правах женщин и мужчин). Происходит развитие избирательного права.

В течение июля — октября 1917 г. было подготовлено Положение о выборах в Учредительное собрание.

Положение снизило возрастной ценз для избирателей до 20 лет, предоставило избирательные права женщинам, военнослужащим, отменило всевозможные цензы (имущественный, оседлости, грамотности), ликвидировало ограничения в избирательных правах по принципу национальности и вероисповедания. По сути избирательное право стало всеобщим и равным. Исключения из него (на определенный срок) касались только осужденных к каторге и ссылке, кзаключению в исправительном доме, тюрьме или крепости с ограничением прав состояния.

В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е.

принцип избрания депутатов по партийным спискам. Устанавливалось тайное голосование.

Но воспользоваться этимдемократическим законом Временное правительство не успело.

В конце сентября — начале октября 1917 г.

Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание, одним из них был проект

«Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании»

. Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Октябрьская революция разрушила все эти проекты.

Правовая деятельность Временного правительства

20 После Февральской революции правовая система не подверглась слому.

Продолжали действовать основные государственные законы и Свод законов Российской империи, сохраняли силу и многие царские указы.

В ряде случаев Временное правительство издавало свои правовые акты в развитие или дополнение дореволюционных законов. Были отменены самые одиозные акты, касающиеся прав и компетенции власти монарха.

Вместе с тем Временное правительство стремилось развернуть активную законодательную деятельность, для чего постановлением от 22 марта было создано Юридическое совещание, состоявшее из профессиональных юристов, как правило, членов партии кадетов.

Юридическое совещание должно было разрабатывать проблемы публичного права, возникающие в связи с установлением нового государственного строя, давать предварительные юридические заключения по законодательным и иным предположениям Временного правительства.

В первое время после Февраля граждане России приобрели весьма широкие политические права и свободы. Некоторые из политических свобод предусматривались и старым законодательством, но их осуществление было крайне затруднительным. Теперь же реально стали действовать свободы слова, печати, собраний, демонстраций, митингов и т.д.

Впервые было утверждено демократическое Положение о выборах в Учредительное собрание, исходившее из принципов всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.

Оно имело конституционное значение, но это еще не была Конституция. Для разработки новой Конституции была создана особая комиссия, которая действовала пассивно, поэтому проект Конституции даже не был вынесен для обсуждения в печати. По проекту, Россия должна была стать республикой во главе с президентом, которого должно было избрать само Учредительное собрание.

Правовое положение президента очень напоминало статус императора по Основным законам 1906г. Предусматривалось и создание двухпалатного парламента с положением палат, аналогичным бывшей Госдуме и Госсовету. Однако этот проект так и не стал законом.

Большое внимание правительство уделяло вопросам демократизации местного управления и самоуправления.

На это была нацелена деятельность Министерства внутренних дел во главе с министром Г.Е.

Львовым. Однако главное внимание Львов уделял политической борьбе, а не конкретным направлениям работы министерства.

При правительстве было создано Особое совещание по реформе местного управления и самоуправления.

Деятельность совещания была весьма плодотворной, в результате чего было подготовлено значительное число законопроектов. Из 100 законодательных актов, изданных Временным правительством за 236 дней его существования, 44 акта касались вопросов местного управления и самоуправления.

Основными актами являлись положения о волостном земстве, о поселковом управлении, о городском и земском самоуправлении. В них имелись действительно демократические положения с точки зрения буржуазного права. Временное правительство признавало на словах необходимость отмены сословного деления общества и связанных с ним привилегий и ограничений.

Под давлением советов в Министерстве юстиции была образована комиссия для проведения «великой реформы».

Однако буржуазная печать решительно протестовала против данных реформ под предлогом их утопичности и несвоевременности. В юридическом журнале кадетов говорилось, что отменять сословия недопустимо, поскольку в таком случае пришлось бы пересмотреть все 16 томов Свода законов Российской империи.

Журнал полагал это совершенно немыслимым и невозможным мероприятием. Данный вопрос рассматривало Юридическое совещание, которое признало необходимость этой реформы, но постановило, что практически осуществить эту меру невозможно, поскольку все гражданское законодательство основано на сословном строе и его отмена приведет к хаосу и гибели установленного порядка прежде всего распоряжения огромным имуществом, которым ведают сословные учреждения. 27 июля Временное правительство образовало специальную комиссию «для глубокого и всестороннего» изучения данного вопроса.

Но эта комиссия так и не приступила к работе. Временное правительство приняло многочисленные нормативные акты по второстепенным вопросам, а решение коренных вопросов демократизации общественной и политической жизни откладывалось до созыва Учредительного собрания.

Сам же созыв Учредительного собрания постоянно переносился по срокам. Первый срок был установлен на 30 сентября, затем выборы были перенесены на 12 ноября, а созыв – на 28 ноября 1917 г.

Такая оттяжка в решении неотложных задач сработала против самого Временного правительства, а лозунг Учредительного собрания стал средством обмана общественного мнения. На Государственном совещании, созванном в Москве 12 августа 1917 г., Временное правительство заявило о том, что оно отказывается от социальных и земельных реформ, от каких бы то ни было посягательств на частную собственность отдельных групп и сословий и будет продолжать войну до победного конца.

Временное правительство предприняло определенные меры в сфере уголовного права и уголовного судопроизводства.

Так, по требованию масс, Временное правительство 12 марта 1917 г. отменило смертную казнь с заменой ее срочной или пожизненной каторгой.

После июльских событий правительство усиливает репрессии в отношении военнослужащих , не желающих продолжать кровопролитную войну. 12 июля 1917 г. последовало введение смертной казни на фронте за ряд государственных и воинских преступлений.

Одновременно создавались так называемые военно-революционные суды для применения немедленной репрессии в отношении революционно настроенных военнослужащих.

В этих судах практически отсутствовало право обвиняемого на защиту, устанавливалась чрезвычайно упрощенная процедура рассмотрения уголовных дел, приговоры не подлежали обжалованию. С точки зрения буржуазии, идеальными в области уголовного права и уголовного процесса являлись разработанные еще при царизме Уголовное уложение 1903 г.

и Судебные уставы 1864 г. По мнению Юридического совещания, требовалось лишь немного улучшить текст некоторых статей. Пока же на практике следственным органам и судам рекомендовалось применять эти документы в прежних редакциях.

Некоторые изменения в уголовное законодательство Временное правительство все же внесло. В июле-августе 1917 г. усиливаются уголовные репрессии по ряду преступлений.

К ним относились призывы к убийству, разбою, грабежу и другим тяжким преступлениям. Устанавливалась уголовная ответственность (каторга) за агитацию против политики правительства. В этих же целях использовались и такие новые составы преступлений, как призыв к дезорганизации, анархии.

Законом от 19 июля была установлена уголовная ответственность за забастовки железнодорожников. 2 августа военный министр и министр внутренних дел получили право арестовывать и высылать в административном порядке всех лиц, действия которых будут признаны опасными. Эта мера была направлена на высылку революционно настроенных рабочих Петрограда и других городов.

Однако провести в жизнь такие меры по очистке городов не удалось.

4 августа правительство приняло очередной закон об усилении уголовной ответственности за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России. Однако попытки блокирования революционного движения путем уголовной репрессии оказались безуспешными. В заключение следует сказать, что февральская революция дала массам самый серьезный опыт реального демократизма.

Она завершила исторически длительный период развития России, как монархической империи. Она увенчала успехом борьбу разнообразных демократических сил против одного из самых реакционных режимов того времени.

Октябрьская революция 1917 года явилась одним из переломных моментов в истории России и положила начало новому этапу в развитии отечественного государства и права. Россия того времени переживала эпоху перехода от революции буржуазно-демократической к социалистической. Воспользовавшейся тяжелой экономической и политической ситуацией в стране, Российской социал-демократической партии (большевиков) удалось объединить и направить к единой цели такие революционные потоки как движение рабочего класса за свержение буржуазии, революционную борьбу крестьянства против помещиков, национально-освободительное движение народов России, всенародное требование мира и прекращения 1-й Мировой войны.

Возглавив революцию, большевики стали правящей партией в Советской России, определили основные пути последующего развития Советского государства и права. Переход власти в руки пролетариата начался в Петрограде в двадцатых числах октября 1917 года и осуществлялся в ходе вооруженного восстания. Решения о его подготовке были приняты на заседаниях ЦК РСДРП(б), состоявшихся 10 и 16 октября 1917 года.

Согласно разработанному большевиками плану, центральное место в борьбе за развитие революции занимали Советы, перешедшие к этому времени в большинстве своем на их сторону. 12 октября 1917 года при Петроградском Совете был создан Военно-революционный комитет, в состав которого вошел организованный ЦК РСДРП(б) Военно-революционный центр.

Кроме того, был создан отдел Красной гвардии. Они стали органами непосредственной подготовки и проведения вооруженного восстания. 24 октября 1917 года рабочие и перешедшие на их сторону солдаты с оружием в руках приступили к захвату вокзалов, почтамта, телеграфного агентства и телеграфа, телефона, Госбанка, зданий министерств, Мариинского дворца, а также иных объектов Петрограда, имевших стратегическое значение.

Зимний дворец, в котором находилось Временное правительство, был окружен восставшими. 25 октября 1917 года власть в столице взял Петроградский Военно-революционный комитет. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года Зимний дворец был захвачен, а члены Временного правительства арестованы.

Таким образом, весь Петроград оказался в руках восставших.

Военно-революционный комитет объявил Временное правительство низложенным. Установленная в ходе революции диктатура пролетариата приобрела форму республики Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Советского государства и права происходило при крайне неблагоприятных обстоятельствах как на внешней, так и на внутренней политической арене.

С тем, чтобы выйти из 1-й Мировой войны, 3 марта 1918 года Советское правительство вынуждено было пойти на грабительский мирный договор с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, подписанный в Бресте.

Классовая борьба внутри страны практически сразу же стала переходить в гражданскую войну.

В первые дни после победы Октябрьской революции, Советская власть вынуждена была отражать вооруженное выступление войск Керенского-Краснова, а также ликвидировать мятеж юнкеров.