Подчиненность родственников в организации

Подчиненность родственников в организации

Оглавление:

Как закон регулирует работу родственников на предприятии


И вот правовое обоснование. Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса РФ, работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч. 2 ст. 3 ТК РФ). Таким образом, по общему правилу закон работу родственников или членов семьи не ограничивает и не запрещает.

В том числе – одном структурном подразделении организации. Однако всё сказанное касается только негосударственных организаций.

Совместная работа родственников не запрещена

В настоящее время никаких ограничений по совместной работе родственников нет за исключением государственных и муниципальных служащих.

Почему вообще встает вопрос об ограничении по приему родственников? Это происходит потому, что, когда трудовые отношения регулировались КЗОТом, в нем было ясно указано, что запрещается совместная работа лиц, имеющих родство, в подчинении одного из них другому. Современное же законодательство, представленное трудовым кодексом, гласит, что никакой дискриминации по семейному положению, расе, полу, национальности, языку и т.д.

быть не может. И любое нарушение данного законодательства будет наказано. Важно! Трудоустройство граждан, близких по родству, во всех структурах, кроме государственных, является обычным делом, не противоречащим норме закона. Исключение — Федеральные государственные учреждения и Федеральные государственные унитарные предприятия Откуда взялись эти исключения ведь про них в трудовом кодексе ничего не сказано?

Эти исключения прописаны в , а также в в и в некоторых других локальных актах.

В данных законодательных документах описываются случаи, когда лица, имеющие кровное родство не могут работать вместе.
Это случаи касаются работников, когда выполняются все три условия:

  • При осуществлении такими сотрудниками-близкими родственниками финансово-хозяйственной деятельности.
  • Занятых в государственной и муниципальной сферах, в частности к ним относятся все наши Российские чиновники;
  • При наличии близкого родства, если один работник подконтролен другому. Попросту сказать, один подчиняется другому.

Еще у нас есть” , в котором в статье 21 указано: «Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях: 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Важно! Работа близких родственников при подконтрольности одного лица другому запрещена в Пенсионном Фонде, Фонде социального страхования, Федеральном Фонде ОМС, Центральном Банке Российской Федерации.

Читайте также статью ⇒

Могут ли работать в одном бюджетном учреждении сферы молодёжной политики близкие родственники?

Интересует консультация по такой ситуации: я работаю начальником отдела по работе с молодёжью в муниципальном бюджетном учреждении «Молодёжный центр».

Моя родная сестра находится у меня в непосредственном подчинении (специалист по работе с молодёжью). Вышестоящее руководство (Управление) настаивает на запрете на совместную деятельность. Мы не муниципальные служащие — это во-первых. Во-вторых, не нашла в перечне работников сферы молодёжной политики, на которых бы распространялся запрет.
Во-вторых, не нашла в перечне работников сферы молодёжной политики, на которых бы распространялся запрет.

Есть ли какие-то нормативные акты на уровне РФ и ЯНАО, которые бы запрещали совместную работу в одной организации в прямом подчинении.

Благодарю заранее. 23 Марта 2020, 20:43, вопрос №1944644 Анастасия, г. Тазовский 700 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (5) получен гонорар 34% 10,0 Рейтинг Правовед.ru 4555 ответов 2208 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Адвокат, г. Пенза Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 10,0рейтинг
  2. эксперт

Здравствуйте, Анастасия!

РФ не содержит запрета на совместную работу близких родственников в бюджетной организации, в том числе при условии прямого подчинения одного из них другому. Ограничения на совместную работу граждан, состоящих в близком родстве, установлены только для определенных случаев. Так, например, в соответствии с п.

5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

близкие родственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, родители и дети супругов) не могут быть гражданскими служащими, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.Аналогичный запрет содержится в п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» 23 Марта 2020, 20:54 0 0 получен гонорар 33% 2578 ответов 920 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Пермь Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте, так как Вы не являетесь муниципальным служащим (а это так, на основании ст.

ФЗ № 131 от 2003 г.) на Вас данный запрет не должен распрастронятся. Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности 4.1. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в , установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.Статья 2.

Основные термины и понятиялицо, замещающее муниципальную должность, — депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;Статья 10. Конфликт интересов1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

23 Марта 2020, 21:00 0 0 получен гонорар 33% 8,1 Рейтинг Правовед.ru 4425 ответов 1809 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Липецк Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 8,1рейтинг

Добрый деньЕсли вы не являетесь госслужащими, то действие ФЗ «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на вас не распространяютсяОднако, конфликт интересов в вашей ситуации очевиден. Лично в моей практике бывали случаи, когда по жалобе сотрудника негосударственного учреждения удавалось добиться увольнения вышестоящего руководства, уличенного в непринятии мер для предотвращения конфликта интересов (родственники на должностях во взаимоподчиненном положении)В соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральными законами от 25.12 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда их правам и законным интересам. Личная заинтересованность гражданского служащего – возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего и его родственников (родителей, супругов, детей, братьев, сестер; братьев, сестер, родителей и детей супругов; супругов детей), для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами, т.е.

лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

предусматривает, что обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих; Согласно ст. 16 ФЗ «» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находится на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; Непосредственное подчинение и подконтрольность одного государственного гражданского служащего другому предполагает прямое подчинение и прямой контроль, без посредствующих звеньев, без посредствующих участников. Непосредственным начальником является ближайший к подчиненному прямой начальникИсходя из буквального толкования нормы права, непосредственным начальником является ближайший к подчиненному прямой начальник.

23 Марта 2020, 21:00 0 0 1571 ответ 678 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Адвокат, г. Череповец Бесплатная оценка вашей ситуации Анастасия.

добрый вечер. Вышестоящее руководство (Управление) настаивает на запрете на совместную деятельность.Есть ли какие-то нормативные акты на уровне РФ и ЯНАО, которые бы запрещали совместную работу в одной организации в прямом подчинении. Помимо указанных коллегами имеется также следующий нормативный акт :Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 (ред.

от 15.02.2017)

«О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом „О противодействии коррупции“ и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»

В его п.1,3 указывается, что 1.

Установить, что на работников, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования,иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее — фонды и иные организации), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов (далее — работник), распространяются следующие ограничения, запреты и обязанности.3.

Установить, что работники, замещающие должности, указанные в абзаце первом настоящего постановления, и граждане, указанные в настоящего постановления, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, за исключением работников, замещающих должности (кроме предусмотренных настоящего постановления) в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждан, претендующих на замещение указанных должностей.В Уставе Вашей организации должно быть прописано, на основании чего она создана.

Скорее всего, на основании постановления главы администрации соответствующего муниципального образования (т.е. не на основании федерального закона), муниципальным служащим Вы не являетесь.

Какого -либо перечня, указанного в п.1 Постановления, куда были бы внесены муниципальные бюджетные учреждения, я также не нашёл. Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, полагаю, что нормативные акты, запрещающие совместную работу в Вашей ситуации, отсутствуют.С уважением, адвокат Сергей Нестеров.

23 Марта 2020, 23:26 0 0 2288 ответов 724 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Москва Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте, сотрудники МУП не являются ни государственными, ни муниципальными служащими, соответственно, в части конфликта интересов следует руководствоваться не положениями законов о противодействии коррупции и государственной гражданской службе, а ФЗ РФ «О некоммерческих организациях». В ст. 27 данного закона «Конфликт интересов» есть определение заинтересованных лиц при взаимодействии с которыми возможен конфликт интересов, это — организации или граждане, которые являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.

Вы к данной категории не относитесь, поэтому никакого конфликта интересов быть не может. Опишите всю ситуацию в заявлении в конфликтную комиссию, получите ответ, если ситуация повторится — обжалуйте действия в вышестоящую организацию. 24 Марта 2020, 00:17 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.
24 Марта 2020, 00:17 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 02 Мая 2020, 03:47, вопрос №1984062 13 Июля 2017, 12:25, вопрос №1694987 11 Сентября 2017, 08:38, вопрос №1748301 30 Апреля 2017, 18:40, вопрос №1625428 19 Ноября 2016, 12:14, вопрос №1446260 Смотрите также

Минтруд России разъяснил, на какие категории работников в федеральных государственных учреждениях и предприятиях не распространяется запрет на совместную работу родственников

Даны комментарии положений Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».

Запрет на совместную работу родственников и свойственников в федеральных государственных учреждениях и в федеральных государственных унитарных предприятиях, федеральных казенных предприятиях распространяется на работников, замещающих должности, включенные в перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 постановления, при условии, что данные работники являются близкими родственниками или свойственниками, замещают должности руководителя, главного бухгалтера или иные должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий в одной организации в условиях непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому. Таким образом, данный запрет не распространяется на вышеуказанных работников в случаях: если финансово-хозяйственные полномочия работниками — близкими родственниками (свойственниками) осуществляются вне условия непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому; если один из работников осуществляет непосредственно деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности организации, например, в сфере науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта (ученый, искусствовед, балерина, актриса, практикующий врач, учитель, спортсмен, юрист и т.п.). О непосредственном подчинении может свидетельствовать ситуация, когда руководитель в соответствии с должностным регламентом, положением о структурном подразделении является прямым (непосредственным) начальником работника и имеет в отношении него право давать обязательные для исполнения поручения, контролировать их выполнение, вносить предложения о повышении в должности, об изменении круга должностных обязанностей, о принятии мер поощрения и дисциплинарного взыскания и пр.

Дата публикации на сайте: 06.10.2017

Правовое регулирование совместной работы близких родственников в государственном учреждении

При этом работодатель отвергает достойных кандидатов, обладающих более высоким уровнем квалификации.В глобальном масштабе следствием такой несправедливости становится утечка кадров из России. Государство должно находить способы борьбы с этой проблемой. Однако запретительные меры не будут эффективными в современном мире.

Лучше всего создавать условия для здоровой конкуренции между предприятиями, чтобы работодателю было невыгодно трудоустраивать специалистов с низкой квалификацией. В этом случае компании будут подбирать кадры не по принципу родства, свойственных или дружественных отношений, а по профессиональным качествам.

Суть проблемы и почему государство идет по пути ослабления контроля С момента введения в действие Трудового кодекса РФ эта проблема значительно обострилась. Она перешла рамки права, стала социальной и общенародной.

Запрет, установленный КЗоТом, не допускал исключительно совместный родственный труд служащих, занимающих руководящие должности, также в список входили работники школ, больниц и др. Граждане могли трудиться семьями, существовали династии рабочих профессий. Следствием этому были профессионализм и высокие показатели производительности труда.

Но в то же время возникали казусные ситуации, например в сельской школе было некому учить детей, кроме отца-директора и сына-учителя, которые не имели права занимать эти должности по причине родства.После неудачного опыта запретительной политики законодательный орган сделал вывод о том, что государство не должно вмешиваться в эту сферу.

Тем более что с каждым годом росло количество частных компаний, зачастую основанных на родственных и свойственных связях. Теперь в силе ст. 3 ТК РФ, которая запрещает работодателю принимать сотрудников по принципу родства или другим субъективным критериям, не относящимся к профессиональным качествам.Так как родство или свойство никак не связано с навыками, то этот критерий не должен рассматриваться законом, как повод принимать или не принимать работника.

В этом смысле Закон «О противодействии коррупции» в пунктах, запрещающих трудоустройство близких родственников на государственную службу, противоречит Конституции РФ и принципам трудового права, так как государственные служащие фактически лишаются права трудоустройства без дискриминации по каким-либо признакам (в данном случае в роли признака выступает наличие родства или свойства).Закон противоречит Конституции РФ, так как идет вразрез с презумпцией невиновности.

Иными словами, законодатель предположил, что все государственные служащие, находящиеся в положении подчинения и подчиненности и имеющие степень близкого родства или свойства, являются коррупционерами. Такой подход к решению проблемы представляется регрессивным с точки зрения правового государства. Благая цель в виде борьбы с коррупцией не оправдывает средств, противоречащих принципам трудового права и Конституции РФ.

Проблема коснулась и медицинских работников В рамках все того же Закона «О противодействии коррупции» федеральные медицинские центры обязаны организовать кадровую политику таким образом, чтобы между сотрудниками и руководителями не было родственных или свойственных связей.

Основным способом для решения этой проблемы является увольнение, предусмотрен перевод на другую должность. Что требуется от руководителей?

В декабре 2016 года Министерство здравоохранения в письменном виде направило рекомендации во все федеральные медицинские центры с указанием уволить сотрудников, имеющих родственную связь. За невыполнение руководитель мог быть лишен должности на основании утраты доверия. После чего произошли увольнения, в списке сокращенных фигурирует несколько громких имен.

Среди них Ольга Чазова, дочь и.

о. директора кардиологического научно-производственного комплекса Ирины Чазовой.

Из ГНЦ дерматовенерологии и косметологии ушел замдиректора по научной работе Алексей Кубанов, сын главы центра. В муниципальных учреждениях Согласно ст. 13 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» сотрудник муниципального учреждения, находящийся в прямом подчинении главы администрации, не может быть его родственником.

Об остальных работниках муниципальных учреждений в Федеральном законе не упомянуто.При этом трудовые отношения родственников в формате подчиненности или подконтрольности регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.

Большинство регионов приняли позицию сообразно федеральным законам и запретили руководителям иметь в подчинении близких родственников.

В бизнесе Частные предприятия, компании, ИП и физические лица имеют право нанимать на работу сотрудников, не нарушая при этом законодательство РФ, вне зависимости от их родственных или свойственных связей.

Это вполне прогрессивный шаг на пути к правовому государству. Снятие запретительной политики свидетельствует о постепенном склонении юридической позиции правительства в сторону частного права.Учитывая такие обстоятельства, напрашивается ряд выводов:— государство медленными шагами движется в сторону предоставления бизнесу полной свободы действий, созданию свободного рынка;— предприятия способны создавать семейные династии, могут появляться династии мастеров в различных отраслях;— нужно обеспечивать строгий контроль над соблюдением норм Трудового кодекса РФ в негосударственных предприятиях.Чем больше появляется дозволений и возможностей, тем больше соблазнов.
Снятие запретительной политики свидетельствует о постепенном склонении юридической позиции правительства в сторону частного права.Учитывая такие обстоятельства, напрашивается ряд выводов:— государство медленными шагами движется в сторону предоставления бизнесу полной свободы действий, созданию свободного рынка;— предприятия способны создавать семейные династии, могут появляться династии мастеров в различных отраслях;— нужно обеспечивать строгий контроль над соблюдением норм Трудового кодекса РФ в негосударственных предприятиях.Чем больше появляется дозволений и возможностей, тем больше соблазнов.

Повышается риск нарушения прав одних сотрудников в пользу других, являющихся родственниками руководителей.

Чтобы компенсировать это неравновесие, государственная власть, а в частности Министерство труда и социальной защиты, должно обеспечить соблюдение прав работников и противодействовать дискриминации в трудовых отношениях.Трудовая инспекция должна принимать активное участие в контроле над соблюдением законодательства, регулярно производить проверки и защищать ущемленные права любой из сторон.

В настоящее время такая практика не пользуется большой популярностью. Как правило, инспекция действует лишь по жалобам или заявлениям граждан, которые поступают туда не так часто в связи с юридической неграмотностью и правовым нигилизмом большинства россиян. Конфликт интересов Высокопоставленные сотрудники муниципальных предприятий, равно как и государственные служащие, оказываются в обстоятельствах конфликта интересов.

Это происходит, когда их действие или бездействие в рабочей ситуации связано личной заинтересованностью.

Таким образом, муниципальный служащий волен решать те или иные вопросы в пользу своих родственников или свояков.

Сложно доказать состав даже очевидного злоупотребления должностными полномочиями.Ситуация конфликта интересов у муниципальных работников, в отличие от государственных служащих, никак не квалифицируется российским законодательством, поэтому сложно доказать вину человека, злоупотребляющего положением в такой ситуации.

Заключение Близкие родственники на работе не должны иметь ни преимуществ, ни ущемлений. В цивилизованном государстве такая градация в сфере трудового права недопустима. Работники должны приниматься на работу и получать вознаграждение в зависимости от их квалификации и производительности труда.

Аналогичная позиция содержится в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ.

Поэтому позиция законодательной власти в отношении отмены запрета на сотрудничество близких родственников вполне оправданна.С другой стороны, странно выглядит политика властей, которая выразилась в ст. 16 Федерального закона

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

и Федеральном законе «О противодействии коррупции». Маловероятно, что коррумпированным чиновникам такие меры помешают злоупотреблять должностными полномочиями при том, что добросовестные и квалифицированные сотрудники, являясь родственниками руководителя, теперь не могут занимать ту или иную государственную должность.Трудовые отношения — это деликатная сфера общественной жизни, трудовые права граждан должны охраняться государством.

Работник должен чувствовать себя защищенным от несправедливых решений со стороны руководства.

В то же время он должен добросовестно выполнять свои должностные обязанности, чтобы права работодателя не были ущемлены. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 г № 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: — близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Обращаю внимание, что понятие терминов непосредственная подчиненность и подконтрольность законом не определены.

Заельцовский районный суд г. Новосибирска в решении от 26.09.2013 г.

Как выявиь конфликт интересов между родственниками на службе

О государственной гражданской службе РФ».

Единственное различие содержится в субъекте применения – госслужащий на гражданской службе или муниципальный служащий. В дальнейшем нормативное разрешение противоречия интересов на госслужбе получило развитие с разработкой и внедрением в жизнь Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г.

№ 273-ФЗ. Особенности конфликта интересов конкретизированы в статье 10 этого нормативного акта. Так же как и в законе «О государственной гражданской службе РФ», в законе «О муниципальной службе в РФ» и в законе «О противодействии коррупции» частная выгода работника муниципальной службы определяется как корыстная заинтересованность в получении каких-либо благ, препятствующая добросовестному выполнению возложенных на него профессиональных служебных задач.

Как называется когда родственников или своих знакомых устраивают на работу

Social Behavior and Personality: an international journal, 36(9), 1237-1250.

  1. Liu, C., Eubanks, D. L., & Chater, N. (2015). The weakness of strong ties: Sampling bias, social ties, and nepotism in family business succession. The leadership quarterly, 26(3), 419-435.
  2. Cucculelli, M., & Micucci, G. (2008). Family succession and firm performance: Evidence from Italian family firms. Journal of Corporate Finance, 14(1), 17-31.
  3. Riggio, R. E., & Saggi, K. (2015). If We Do Our Job Correctly, Nobody Gets Hurt by Nepotism.
  4. Jaskiewicz, P., Uhlenbruck, K., Balkin, D. B., & Reay, T. (2013). Is nepotism good or bad? Types of nepotism and implications for knowledge management.Family Business Review, 0894486512470841.

Когда же компания перешагивает средний рубеж, и основной целью становится расширение позиций на рынке, появляется необходимость в привлечении высококвалифицированных специалистов со стороны.

Они-то, чаще всего, и оказываются наиболее оплачиваемыми работниками. В этот момент организация, как правило, перестает быть интересной для близких друзей и родни, поскольку чаще всего их квалификации для работы на наиболее оплачиваемых участках не хватает, а собственникам становится не слишком выгодным обучать сотрудников на рабочем месте. Новый виток единения «под одной крышей» происходит в случае успешного развития бизнеса.

Крупная компания всегда является «лакомым кусочком» для многих.

Запрет на совместную работу близких родственников

Работа близких родственников совместно допускается, если заместитель обладает только организационно-распорядительными функциями (например, назначать и увольнять работников, изменять условия труда, выполнять иные поручения руководителя), и при этом не связан с выполнением финансово-хозяйственных функций, то его работа может осуществлять без ограничений. Иными словами, закон не содержит прямого запрета на совместную работу руководителя и его заместителя, являющихся близкими родственниками, если заместитель не выполняет финансово-хозяйственные функции. При определении финансово-хозяйственных полномочий следует иметь ввиду, что к ним относятся функции, связанные с приобретением имущества для ФГУЗ, распоряжением.

На негосударственные учреждения вышеуказанные запреты на распространяются.

Возможно, вас заинтересует: Абонентское юридическое обслуживание государственных учреждений. Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц.

сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым. Читайте также

  1. Соблюдение формальностей при подготовке к сделке по покупке квартиры
  2. Отказ от договора или от осуществления прав по договору
  3. Неустойка по займу как мера ответственности должника за нарушение обязательства

Совместная работа близких родственников может быть запрещена?


Мнение о том, что совместная работа близких родственников в одном учреждении запрещена, очень распространено и часто становится причиной отказа соискателям в трудоустройстве.

Полагаем, что работодатели неверно трактуют действующее законодательство и проводят аналогии закона, а это неправильно.

Но для построения объективной картины необходимо сказать, что возможно такие ограничения рано или поздно придут в государственные и муниципальные учреждения.Еще в январе 2015 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен проект федерального закона, предполагающий внесение изменений в Федеральный закон «».

Закон предлагалось дополнить статьей о запрете совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или его обособленном подразделении. Изменения предполагали запретить работу физических лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.Данный законопроект второй год находится на рассмотрении, будут или нет приняты изменения, покажет время. Но даже в случае их принятия будут действовать исключения из правил.Совместная работа близких родственников будет возможна в учреждениях социальной направленности (образование, медицина, культура), расположенных в сельской местности.

Связано это, видимо, из-за скудности кадров на селе.Подводя итог Работа близких родственников или свояков может быть ограничена только федеральными нормативными правовыми актами. В каждом конкретном случае необходимо внимательно изучать нормативные акты федеральных органов, регламентирующих деятельность в той или иной сфере.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Я сдал кровь находясь в очередном оплачиваемом отпуске. Предоставил в отдел кадров справку о Отпуск по уходу за ребенком и отпуск по беременности и родам входит в стаж Поиск: © 2019 Права работника.Ru

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2020 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб.

р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск:

Бесплатный телефон Юриста Москва +7 (499) 938-43-81 юрист СПБ +7 (812) 425-14-29

Правительство готовит постановление, которое снимет запрет на семейственность в некоторых бюджетных организациях. Отцы и дети смогут вместе заниматься наукой, творчеством, медициной и тому подобными вещами. При этом строгие комиссии проследят, чтобы семейственность не шла во вред.

Соответствующий проект разработало министерство труда и социальной защиты. Оно предлагает внести поправки в постановление правительства страны, устанавливающие некоторые антикоррупционные запреты на чиновников и бюджетников.

Документ уже прошел все стадии общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы, работа над ним завершена.

Теперь слово за правительством. Проект уже вызвал оживленные споры, что неудивительно.

У медали есть две стороны. Первая — извечный принцип, «как не порадеть родному человечку». Когда очередной начальник начинает ставить его во главу угла, ничего хорошего не получится.

На теплых местах мигом оказываются многочисленные племянники.

А неродным талантам и ходу нет. Но так бывает не всегда. Нередко семейственность, наоборот, работает на пользу. Есть секреты мастерства, которые передаются из поколение в поколение.

Ребенок, которому повезло родиться в творческой семье, лучшие университеты пройдет дома. И что плохого в том, что, став профессионалом, он будет работать вместе с отцом-светилом?

Проблема только в том, как отличить здоровую семейственность от нездоровой.

Поэтому и подготовленный документ не предусматривает безусловного разрешения на семейственность.

Это крайне важно. Каждый раз вопрос по династии будет решаться отдельно, и только в исключительных случаях детям-родителям, сестрам-братьям и прочим своякам разрешат трудиться вместе в непосредственном подчинении друг друга.Как говорится в пояснительной записке к документу, руководитель федерального государственного органа сможет давать добро на работу в одной организации родственников в условиях непосредственной подчиненности и подконтрольности одного из них другому.

Ограничение совместной работы близких родственников и свойственников (Комментарий к ст. 27 Трудового кодекса РБ)

Обратите внимание!

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» вступил в силу 24 января 2016 г. В связи с этим читайте: журнал «Я -специалист по кадрам» №17, 2016 г.

журнал «Я- специалист по кадрам» № 20, 2015 год журнал «Я — специалист по кадрам» №1, 2016 год При приеме на работу кадровые работники должны помнить, что совместная работа близких родственников ограничена законодательством. Из предлагаемого комментария специалисты кадровой службы узнают о том, что: – совместная работа близких родственников запрещена только на определенных должностях, причем как при временной работе, так и при совместительстве; – такой запрет может применяться не только в государственных, но и в частных организациях; – существует ответственность за несоблюдение ст. 27 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).

По мнению автора, ст. 27 ТК не изменялась с советских времен и была включена в ТК без ее надлежащей проверки на соответствие новым экономическим и социальным условиям. В ней имеется ряд юридико-технических недостатков. В частности, название и содержание должным образом не увязаны взаимно.

Так, в названии речь идет об ограничении, а в содержании – о запрете. Противоречие между названием и содержанием состоит в том, что в названии говорится только о родстве (родственниках), а в содержании – и о родстве, и о свойстве.

Совместная работа запрещается только на определенных должностях Совместная работа ближайших родственников и свойственников при их непосредственной подчиненности или подконтрольности запрещена не на любых должностях, а только на перечисленных в ст.

27 ТК: – руководителя государственной организации; – руководителя обособленного (а не обычного структурного) подразделения государственной организации; – главного бухгалтера (его заместителей); – кассира. Работа, указанная в ст. 27 ТК, не допускается как при постоянном, так и при временном ее характере, а также при совместительстве. Наименование должности руководителя организации: генеральный директор, директор, управляющий, заведующий и т.д., правового значения в данном случае не имеет.

Кому не запрещено работать совместно Под запрет ст.

27 ТК не подпадают: – заместители руководителя организации; – заместители руководителя обособленного подразделения, руководители обычных структурных подразделений; – рядовые бухгалтеры.

Пример 1 Будут правомерными, в частности, такие комбинации совместной работы супругов: первый руководитель организации и его заместитель, руководитель организации и начальник отдела кадров, главный бухгалтер и рядовой бухгалтер, любой рядовой бухгалтер и кассир. О заместителе руководителя Под заместителями руководителей понимаются заместители, чьи должности именно в этом качестве указаны в штатном расписании.

Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей (п.

10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32, далее – ЕКСД).

На заместителя руководителя организации (обособленного, структурного подразделения) возлагаются должностные обязанности соответствующего руководителя по управлению определенным направлением (видом) деятельности, а также выполнение обязанностей в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения). Распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя.

Обособленное структурное подразделение Обособленными структурными подразделениями юридического лица являются представительства и филиалы, расположенные вне места его нахождения. Представительства осуществляют защиту и представляют интересы юридического лица, совершают от его имени сделки и иные юридические действия. На филиалы возложены все или часть функций юридического лица, в т.ч.

представительские (ст. 51 Гражданского кодекса РБ, далее – ГК). Представительства и филиалы должны быть указаны в Уставе создавшего их юридического лица. Пример 2 Возложение на одного из заместителей, который является супругом главного бухгалтера, обязанностей руководителя государственной организации на период его отпуска или болезни будет противозаконным.

Порядок определения непосредственной подчиненности Подчиненность (подконтрольность) для близких родственников и свойственников определяется по должностным инструкциям и другим документам, регламентирующим права, обязанности и взаимоотношения работников.

ЭТО ВАЖНО! Подчиненность должна быть не любая, а только непосредственная.

Непосредственная подчиненность (подконтрольность) близких родственников в государственных организациях не допускается и при работе по совместительству (часть третья ст.

348 ТК). В ст. 348 ТК речь идет только о близких родственниках, а свойственники не упоминаются. Запрет ст. 27 ТК на совместную работу свойственников при совместительстве не распространяется, потому что ст.

348 ТК является специальной по отношению к ст. 27 ТК в силу расположения в гл. 32 разд. III

«Особенности регулирования труда отдельных категорий работников»

ТК.

Пример 3 В цепочке должностей «руководитель – главный бухгалтер – кассир» руководитель и кассир могут быть близкими родственниками или свойственниками, потому что кассир непосредственно подчинен главному бухгалтеру, а не руководителю. Кто именно из супругов, родственников или свойственников будет начальником, а кто – непосредственным подчиненным (жена, муж и т.д.), правового значения не имеет. В любом случае такая работа в государственных организациях запрещена.

Понятие «супруги» В Кодексе о браке и семье РБ (далее – КоБС) понятие «супруги» специально не выделено. Оно вытекает из общего содержания КоБС, прежде всего из 2 статей (12 и 20), в которых говорится о том, что: – брак – это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности; – права и обязанности супругов возникают со дня регистрации заключения брака органами, регистрирующими акты гражданского состояния.

Отсюда следует, что супруги – это мужчина и женщина, заключившие брак (т.е.

союз), который зарегистрирован в установленном законодательством порядке. Для трудовых отношений указанные мужчина и женщина являются соответственно работником и работницей.

Факт регистрации брака (союза) в вышеназванных органах имеет важное юридическое значение. Так, действие ст. 27 ТК не распространяется на работников и работниц, чей союз не зарегистрирован в установленном законодательством порядке: живущих в гражданском браке, сожителей и т.п.

Понятие «близкое родство» Правила ст. 27 ТК распространяются не на любых родственников, а только на тех, которые состоят в близком родстве.

Отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, считаются близким родством (ст.

60 КоБС). С учетом этого в ст. 27 ТК дан конкретный перечень близких родственников каждого из супругов: родители, братья, сестры и дети (сыновья и дочери). Двоюродные и более дальнего родства братья и сестры к близким родственникам не относятся.

Понятие «свойство» Совместная работа запрещается лицам, состоящим между собой в свойстве (ст. 27 ТК). Отношения свойства – это отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга (ст. 61 КоБС). Конкретный перечень свойственников каждого из супругов определен в ст.

27 ТК: родители, братья, сестры и дети другого супруга.

Более дальние свойственники, например двоюродные братья супруга, под действие ст.

27 ТК не подпадают. Запрет совместной работы в государственных организациях Ограничение в виде запрета совместной работы близких родственников обязательно только для государственных организаций. Субъектами государственной собственности являются Республика Беларусь (республиканская собственность) и ее административно-территориальные единицы (ст. 213 ГК). Под государственной организацией понимается юридическое лицо, созданное государственным органом РБ (органом государственной власти и управления СССР или союзных республик) или уполномоченной в соответствии с законодательством государственной организацией либо должностным лицом этих органа или организации (п.

1-1 ст. 44 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»). Имущество такой организации полностью находится (находилось) в государственной собственности и закреплено (закреплялось) за этой организацией на праве хозяйственного ведения (полного хозяйственного ведения) или оперативного управления.

Чаще государственные организации создаются в форме различных республиканских и коммунальных унитарных предприятий (ст. 113 ГК). Если организация имеет только долю государственной собственности, то она уже не является государственной, а значит, действие части первой ст.

27 ТК на нее не распространяется.

Для негосударственных, т.е. основанных на частной или смешанной (государственно-частной) собственности, организаций (различные ООО, ОАО, кооперативы, союзы и т.д.) запрет может вводиться только на основании части второй ст. 27 ТК, т.е. по решению собственника. Никаких исключений из части первой ст.

27 ТК, кроме содержащегося в части второй этой статьи, не установлено.

Поэтому фактически не работает (но официально действует) постановление Совета Министров БССР от 23.03.1978 № 97

«Об изъятиях из правила об ограничении совместной службы родственников»

, которым был утвержден перечень работников (в сельском, лесном хозяйстве и др.), в отношении которых ограничения на совместную службу родственников и свойственников не распространялись. Ограничения совместной службы в негосударственных организациях Запрет совместной работы близких свойственников и родственников в негосударственных организациях может осуществляться только по решению собственника (часть вторая ст. 27 ТК). Под собственником понимается лицо, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст.

210, 213, 214 ГК). Собственник вправе по своему усмотрению решать вопрос о запрете совместной работы близких родственников и свойственников. Другие лица (несобственники) и органы, включая руководителя организации (если он одновременно не является собственником), не наделены самостоятельным правом принимать решение о запрете совместной работы близких родственников и свойственников. Подобное право может появиться у них только в порядке делегирования, например, на основании учредительных документов организации, доверенности, решения общего собрания акционеров.

В негосударственных организациях могут применяться не все правила, предусмотренные в части первой ст. 27 ТК (перечень ближайших родственников и свойственников, непосредственная подчиненность или подконтрольность, конкретные должности и др.). Например, данные ограничения могут не распространяться на свойственников или может учитываться только подчиненность, а не подконтрольность.

ЭТО ВАЖНО! Недопустимо дополнять правила, установленные в части первой ст. 27 ТК, в т.ч. путем расширения перечня должностей, по усмотрению собственника организации и даже государственных органов, потому что это будет ухудшать положение работника по сравнению с законодательством.

Соответствующие акты и договоры будут считаться недействительными на основании, в частности, части второй ст.

7 и п. 1 части первой ст. 23 ТК.

Решения собственника о запрете (часть вторая ст. 27 ТК) должны быть письменными, зафиксированными, например, в уставе организации и других учредительных документах, локальных актах. Кадровики порой задают вопрос: «Что делать, если непосредственный руководитель (директор государственной организации) и главный бухгалтер вступили в брак после приема на работу, т.е.

во время совместной трудовой деятельности?» Варианты ответа на вопрос зависят от дополнительных обстоятельств, характерных только для данного конкретного случая. Например, главный бухгалтер (муж или жена) подает заявление об увольнении или переводе на другую работу в той же государственной организации, но на должность, не связанную с непосредственным подчинением (к примеру, заместителем главного бухгалтера). Руководитель организации принимает согласительное решение.

Ответственность за несоблюдение ст.

27 ТК Если при заключении трудового договора нарушены нормы ст.

27 ТК, то увольнение должно производиться по п. 3 ст. 44 ТК (в связи с нарушением установленных правил приема на работу).

Если нарушение запрета возникло в процессе совместной работы в одной государственной организации, например, когда ее руководитель и главный бухгалтер вступили в брак, то ссылку в приказе об увольнении и трудовой книжке необходимо делать на ст. 27 ТК, а не на п. 3 ст. 44 ТК при условии, что непосредственная подчиненность не устранена, к примеру, путем перевода одного из супругов на другую должность. Если нарушение ст. 27 ТК повлекло причинение вреда работнику, виновного можно привлечь к административной ответственности на основании части четвертой ст.

9.19 Кодекса РБ об административных правонарушениях и ст. 3.2 и 3.23 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях. Ответственность за это установлена в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.