Осуществление органами местного самоуправления отдельных гос полномочий

Прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Текст научной статьи по специальности «Право»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 1 (10). С. 5-16. © М.Ю. Дитятковский, 2007 УДК 342 ПРЕКРАЩЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ [1] М.Ю. ДИТЯТКОВСКИЙ Present clause is devoted to a problem of the termination of realization by institutions of local government of separate state powers, including in it questions of initiators, the order, forms and consequences of the specified termination are opened.

В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

[2] (далее — Федеральный закон № 131) федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по общему правилу регулируются законами, предусматривающими наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Указанные положения обязательно должны быть включены в закон о соответствующем наделении.

Кроме того, на практике условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий содержатся также в законах о признании утратившими силу или изменении законов о соответствующем наделении, законах субъектов Российской Федерации о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, законах субъектов Российской Федерации о прекращении осуществления соответствующих полномочий. Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий не могут регулироваться подзаконными нормативными правовыми актами.

Несмотря на это, в законодательстве встречаются примеры нарушения указанного правила. Например, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [3] порядок изъятия переданных отдельных государственных полномочий на осуществление первичного воинского учета устанавливается Правительством Российской Федерации.

Под условиями прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий можно понимать основания или случаи, при наступлении которых органы местного самоуправления утрачивают обязанность по осуществлению указанных полномочий, вследствие чего органы государственной власти обязаны приступить к их осуществлению. В зависимости от наличия или отсутствия инициативы в прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий указанное прекращение может наступать: 1) вне зависимости от инициативы органов государственной власти или органов местного самоуправления; 2) по инициативе органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

В законах о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, законах о соответствующем наделении, а также в юридической литературе для обозначения прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий могут использоваться различные термины:

«завершение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий»

, «окончание осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий» — в качестве синонима общему термину «прекращение»; «изъятие отдельных государственных полномочий» [4], «отзыв отдельных государственных полномочий» [5] — для обозначения прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по инициативе органов государственной власти; «отказ органов местного самоуправления от осуществления отдельных государственных полномочий» [6], «возвращение отдельных государственных полномочий» [7] — для обозначения прекращения осуществления отдельных государственных полномочий по инициативе органов местного самоуправления и т. п. Вне зависимости от инициативы органов государственной власти или органов местного самоуправления прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий наступает по объективным, не зависящим от чьего-либо волеизъявления причинам.

Ярким примером указанного прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий является истечение срока действия закона о соответствующем наделении.

Законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, имеющие определенный срок действия, могут действовать до: 1) окончания срока, на который эти полномочия были переданы (например, полгода, год, 5 лет и т. п.); 2) окончания срока действия отдельных государственных полномочий, имеющих такой срок (например, по проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи); 3) конкретной даты, указанной в законе о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (например, до 31 декабря такого-то года); 4) наступления события, указанного в законе о соответствующем наделении (например, принятие определенного федерального закона, формирование федеральных органов государственной власти по государственной регистрации актов гражданского состояния и т.

п.); 2) окончания срока действия отдельных государственных полномочий, имеющих такой срок (например, по проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи); 3) конкретной даты, указанной в законе о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (например, до 31 декабря такого-то года); 4) наступления события, указанного в законе о соответствующем наделении (например, принятие определенного федерального закона, формирование федеральных органов государственной власти по государственной регистрации актов гражданского состояния и т. п.). Другим примером прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий вне зависимости от инициативы органов государственной власти или органов местного самоуправления является изменение федерального законодательства, в результате которого органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут утратить право наделять органы местного самоуправления соответствующими отдельными государственными полномочиями вследствие их отнесения к компетенции органов государственной власти Российской Федерации или к числу отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации, которыми органы местного самоуправления не могут наделяться законом субъекта Российской Федерации.

Прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по инициативе органов государственной власти или органов местного самоуправления производится: 1) до истечения срока действия закона о соответствующем наделении в отношении отдельных государственных полномочий, переданных на определенный срок; 2) в период действия закона о соответствующем наделении в отношении отдельных государственных полномочий, переданных на неограниченный срок.

Прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по инициативе органов государственной власти может производиться: 1.

При отсутствии виновных действий (бездействия) органов местного самоуправления. Органы государственной власти могут в любое время без указания причин прекратить осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Как правило, причинами такого прекращения может быть отсутствие у органов государственной власти материальных ресурсов и финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления указанных полномочий, соображения эффективности и целесообразности осуществления отдельных государственных полномочий на уровне органов государственной власти, форсмажорные обстоятельства (например, стихийные природные бедствия, техногенные катастрофы, чрезвычайное или военное положение) и т.

п. Органы местного самоуправления до данного прекращения могут осуществлять отдельные государственные полномочия без каких-либо нарушений и претензий со стороны органов государственной власти.

В указанном случае это не будет иметь никакого правового значения, поскольку у органов местного самоуправления отсутствует право возражать против прекращения осуществления ими отдельных государственных полномочий [8]; 2. При наличии виновных действий (бездействия) органов местного самоуправления.

Например, основаниями указанного прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий могут являться: а) нарушения органами местного самоуправления законодательства при осуществлении указанных полномочий, а также прав граждан или организаций; iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . б) неосуществление, ненадлежащее или неэффективное осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; в) принятие незаконных муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; г) нецелевое или неэффективное использование органами местного самоуправления материальных ресурсов или финансовых средств, переданных для осуществления указанных полномочий; д) неисполнение предписаний об устранении нарушений требований законов, выданных органами государственной власти, уполномоченными осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, и т.

п. Виновные действия (бездействие) органов местного самоуправления, ставшие основанием для прекращения осуществления отдельных государственных полномочий, могут носить как противоправный характер (например, нарушения органами местного самоуправления законодательства при осуществлении указанных полномочий), так и не иметь такового (например, неэффективное осуществление органами местного самоуправления указанных полномочий). Факты совершения виновных действий (бездействия) органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, являющиеся основаниями для прекращения осуществления указанных полномочий, могут подтверждаться решениями судов, актами проверок прокуратуры, актами, заключениями уполномоченных органов государственной власти, составленными по результатам осуществления контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, и т.

п. Органы государственной власти, уполномоченные осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, или иные органы государственной власти обеспечивают подготовку проекта закона о соответствующем прекращении.

Проекты законов субъектов Российской Федерации в указанном случае, как правило, вносятся в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Подпунктом 2 пункта 2, пунктом 3 статьи 9 проекта федерального закона

«Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации»

, законами некоторых субъектов Российской Федерации (Орловская область) в качестве обязательного условия отзыва отдельных государственных полномочий указывается заключение суда о неисполнении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, вынесенное в связи с обращением в суд органа государственной власти, уполномоченного осуществлять контроль за исполнением указанных полномочий.

Данное заключение суда выносится в форме определения.

Заключение суда может быть вынесено, если судом установлено, что органы местного самоуправления не исполняли указанные полномочия в отношении конкретных физических или юридических лиц, не принимали решений и (или) не осуществляли действий, которые они обязаны были принять и (или) осуществить в соответствии с законом, которым они наделены указанными полномочиями, либо не исполнили решение суда об исполнении указанных полномочий.

По мнению автора, данные положения противоречат Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, который не предусматривает такой формы судебного акта, как заключение.

Кроме того, заключение или решение суда нельзя рассматривать в качестве обязательного предварительного и единственного условия прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Если исходить из того, что заключение или решение суда о неосуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий является обязательным предварительным и единственным условием указанного прекращения, то из этого следует вывод о невозможности прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по инициативе органов государственной власти при отсутствии виновных действий (бездействия) органов местного самоуправления, что противоречит уже изложенной выше точке зрения о возможности такого прекращения. Кроме того, необходимость получения указанного заключения суда значительно усложняет процедуру соответствующего прекращения.

На основании изложенного решение суда, подтверждающее факт ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, должно рассматриваться в качестве одного из факультативных условий прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по инициативе органов государственной власти при наличии виновных действий (бездействия) органов местного самоуправления можно также рассматривать в качестве санкции, применяемой при привлечении органов местного самоуправления к ответственности за ненадлежащее осуществление отдельных государственных полномочий; 3. При наличии противоправных виновных действий (бездействия) самих органов государственной власти.

Указанная ситуация может возникнуть, когда органами государственной власти, осуществляющими соответствующий контроль или надзор (судом, прокуратурой, Министерством юстиции Российской Федерации и т. п.) за деятельностью органов государственной власти, наделивших органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, выявлены нарушения законодательства при соответствующем наделении.
п.) за деятельностью органов государственной власти, наделивших органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, выявлены нарушения законодательства при соответствующем наделении.

Данные нарушения могут быть связаны с противоречием закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями требованиям части 6 статьи 19 Федерального закона № 131, иным федеральным законам или законам субъекта Российской Федерации, а также с фактами соответствующего наделения без одновременной передачи органам местного самоуправления необходимых и достаточных материальных ресурсов и финансовых средств и т.

п. В связи с нарушениями законодательства по инициативе прокурора законы о соответствующем наделении могут быть признаны судом недействующими и не подлежащими применению [9]. Данное решение суда будет являться основанием к признанию положений закона о соответствующем наделении утратившими силу и прекращению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по инициативе органов государственной власти при наличии противоправных виновных действий (бездействия) органов государственной власти можно также рассматривать в качестве санкции, применяемой при привлечении органов государственной власти к ответственности за ненадлежащее наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по инициативе органов местного самоуправления может производиться: 1. При отсутствии противоправных виновных действий (бездействия) органов государственной власти. Например, при надлежащем исполнении органами государственной власти своих обязанностей при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий представительные органы муниципальных образований, используя право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, могут стать инициаторами прекращения осуществления указанных полномочий органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования; 2.

При наличии противоправных виновных действий (бездействия) органов государственной власти. В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона № 131 признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 Федерального закона № 131, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Федеральный закон № 131 исходит из необходимости органов местного самоуправления исполнять закон, которым они наделены отдельными государственными полномочиями, даже в случае возражения против этого органов местного самоуправления.

При этом по общему правилу органы местного самоуправления не вправе путем принятия юридически властного решения отказываться от наделения их отдельными государственными полномочиями или осуществления указанных полномочий в одностороннем порядке. Несмотря на это, некоторые авторы, например, В.И.

Васильев, А.Е. Постников, О.В. Берг, Н.В. Кузнецова, О.А. Сомова, А.А. Уваров, Е.С. Шугрина, обосновывают возможность принятия решений представительных органов муниципальных образований об отказе от осуществления отдельных государственных полномочий по любым основаниям либо возврата органами местного самоуправления указанных полномочий органам государственной власти, которые обязаны их принять [10].

Уваров, Е.С. Шугрина, обосновывают возможность принятия решений представительных органов муниципальных образований об отказе от осуществления отдельных государственных полномочий по любым основаниям либо возврата органами местного самоуправления указанных полномочий органам государственной власти, которые обязаны их принять [10]. Решения представительных органов муниципальных образований об отказе от осуществления отдельных государственных полномочий, приятые в отсутствие закона о соответствующем прекращении или вышеуказанного решения суда, получили распространение на практике [11].

Из данного правила частью 2 статьи 20 Федерального закона № 131 установлено единственное исключение, предусматривающее, что органы местного самоуправления могут в судебном порядке обжаловать федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт Российской Федерации, которым они наделены отдельными государственными полномочиями. В связи с этим единственным основанием для отказа органов местного самоуправления от осуществления отдельных государственных полномочий является решение суда о признании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, не соответствующими требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 19 Федерального закона № 131. Учитывая про-бельность некоторых положений части 2 статьи 20 Федерального закона № 131, признанное в судебном порядке несоответствие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации либо ненормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 19 Федерального закона № 131, также должно являться основанием для отказа от осуществления указанных полномочий.

В связи с этим наличие иных противоправных виновных действий (бездействия) органов государственной власти, неисполнение органами государственной власти иных обязанностей, связанных с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (например, непере-дача необходимых и достаточных материальных ресурсов и финансовых средств), не является основанием для отказа органов местного самоуправления от осуществления отдельных государственных полномочий.
В связи с этим наличие иных противоправных виновных действий (бездействия) органов государственной власти, неисполнение органами государственной власти иных обязанностей, связанных с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (например, непере-дача необходимых и достаточных материальных ресурсов и финансовых средств), не является основанием для отказа органов местного самоуправления от осуществления отдельных государственных полномочий.

В связи с этим до вступления в законную силу решения суда по делу, предусмотренному частью 2 статьи 20 Федерального закона № 131, органы местного самоуправления обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия в том объеме, в каком они обеспечены материальными ресурсами и финансовыми средствами.

В данном случае возможен не отказ органов местного самоуправления от осуществления отдельных государственных полномочий, а приостановление их осуществления.

Кроме того, исходя из содержания части 2 статьи 20 Федерального закона № 131, можно сделать вывод о том, что основания отказа органов местного самоуправления от осуществления отдельных государственных полномочий могут быть предусмотрены только федеральным законом. Несмотря на это, законами некоторых субъектов Российской Федерации [12] была предусмотрена возможность органов местного самоуправления отказываться от передаваемых им отдельных государственных полномочий по иным основаниям.

При этом отказ органов местного самоуправления от осуществления отдельных государственных полномочий по иным основаниям, помимо предусмотренного частью 2 статьи 20 Федерального зако- на № 131, закреплялся, как правило, в законах тех субъектов Российской Федерации, которые допускали договорное наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также принцип добровольности осуществления органами местного самоуправления указанных полномочий.

На основании решения суда, по делу, предусмотренному частью 2 статьи 20 Федерального закона № 131, вступившего в законную силу, представительный орган муниципального образования вправе издать муниципальный правовой об отказе от осуществления соответствующих отдельных государственных полномочий и тем самым прекратить их осуществление. А органы государственной власти обязаны признать утратившим силу закон о соответствующем наделении или внести в него соответствующие изменения. Прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий может также наступать по взаимной инициативе органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Например, подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 проекта Федерального закона

«Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации»

, законами некоторых субъектов Российской Федерации [13] предусматривалось, что основанием прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий может быть взаимное соглашение представительного органа муниципального образования и органа государственной власти, уполномоченного осуществлять контроль за осуществлением отдельных государственных полномочий, о необходимости соответствующего прекращения. Формами реализации прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий являются: 1) признание закона о соответствующем наделении утратившим силу либо исключение из указанного закона положений о соответствующем наделении; iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 2) принятие закона о прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий [14]; 3) истечение срока действия закона о соответствующем наделении; 4) муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования об отказе от осуществления указанных полномочий, изданный в случае, предусмотренном частью 2 статьи 20 Федерального закона № 131. Органы местного самоуправления прекращают осуществлять отдельные государственные полномочия со дня вступления в силу указанных правовых актов, со дня, определенного указанными правовыми актами, либо на следующий день после истечения срока действия закона о соответствующем наделении.

Целесообразно вводить в действие законы, предусматривающие прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, с начала очередного финансового года, чтобы увязать данное прекращение с бюджетным процессом.

Законами, предусматривающими прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, может предусматриваться переходный период для осуществления мероприятий по соответствующему прекращению. Законами некоторых субъектов Российской Федерации [15] устанавливаются требования к законам о прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, например, в части указания вида или наименования муниципального образования, от органов местного самоуправления которого возвращаются отдельные государственные полномочия; перечня отдельных государственных полномочий, которые возвращаются от органов местного самоуправления; даты (дня) прекращения осуществления указанных полномочий органами местного самоуправления; порядка возврата органами местного самоуправления финансовых средств и документов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий, и т.

п. Формами реализации прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий не могут являться правовые акты исполнительных органов государственной власти или должно- стных лиц государственной власти.

Принятие указанных правовых актов будет противоречить установленной Конституцией Российской Федерации законодательной форме наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Если органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом, то и прекращение осуществления указанных полномочий также должно иметь форму закона.

Исключение из этого правила установлены частью 2 статьи 20 Федерального закона № 131. Поэтому исполнительные органы государственной власти могут только приостанавливать осуществление указанных полномочий в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона № 131. Несмотря на это, законы некоторых субъектов Российской Федерации [16] предусматривают возможность прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий подзаконными правовыми актами.

Прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий может реализовываться как полностью, так и частично: 1) в отношении определенного вида отдельных государственных полномочий, например, путем уменьшения состава отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; 2) в отношении определенных муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделены отдельными государственными полномочиями, например, путем уменьшения количества или видов муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделены указанными полномочиями. Прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий производится органами государственной власти того уровня, которыми они были наделены указанными полномочиями.

Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 9 проекта Федерального закона

«Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации»

отзыв либо прекращение действия отдельных государственных полномочий Российской Федерации устанавливается федеральным законом, отзыв либо прекращение действия отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации. По общему правилу органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе прекращать осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, которыми они были наделены федеральным законом [17].

На практике из указанного правила встречаются исключения, когда органы государственной власти субъектов Российской Федерации специально наделяются федеральным законом полномочиями по прекращению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, которыми они были наделены федеральным законом. Например, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

[18] распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, законом субъекта Российской Федерации может быть фактически прекращено осуществление органами местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, отдельных государственных полномочий Российской Федерации по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полностью или частично.

Прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государст- венных полномочий влечет определенные последствия. В соответствии с пунктом 7 статьи 9 проекта Федерального закона

«Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации»

по прекращении исполнения органами местного самоуправления муниципального образования отдельных государственных полномочий представительный орган местного самоуправления в соответствии с законом издает нормативный правовой акт, в котором определяются порядок и сроки возврата неиспользованных материальных и финансовых средств, подлежащих возврату.

Таким образом, на основании закона о прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий представительным органом муниципального образования издается муниципальный правовой акт, которым определяются мероприятия, направленные на соответствующее прекращение в муниципальном образовании [19].

После прекращения осуществления отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны возвратить органам государственной власти материальные ресурсы, переданные для данных целей. При этом органы местного самоуправления обязаны возвратить материальные ресурсы, как переданные им в управление или безвозмездное пользование, так и в муниципальную собственность.

При этом органы местного самоуправления обязаны возвратить материальные ресурсы, как переданные им в управление или безвозмездное пользование, так и в муниципальную собственность.

Исключением из этого правила являются случаи передачи движимых потребляемых материальных ресурсов, которые в силу своей специфических свойств органы местного самоуправления не обязаны возвращать органам государственной власти после прекращения осуществления отдельных государственных полномочий. О возвращении органами местного самоуправления материальных ресурсов, переданных в муниципальную собственность в целях осуществления отдельных государственных полномочий, упоминается в Федеральном законе № 131.

На основании частей 5, 6 статьи 50 Федерального закона № 131 в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам ме- стного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3 указанной статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Особенности прекращения права муниципальной собственности устанавливаются федеральным законом. В связи с этим противоречащими федеральному закону можно считать положения, встречающиеся в законах некоторых субъектов Российской Федерации [20] о том, что материальные ресурсы, переданные в муниципальную собственность в целях осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, не подлежат возврату после прекращения осуществления указанных полномочий. Что касается перепрофилирования муниципальной собственности в связи с прекращением осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, то тут можно сказать следующее.

Передача органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, изначально обусловливается целевым назначением использования указанных материальных ресурсов при их нахождении в муниципальной собственности. В связи с этим прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий не может являться основанием для перепрофилирования и изменения целевого назначения использования указанного вида муниципального имущества. Исключением из этого правила могут являться случаи согласия органов государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации на перепрофилирование использования материальных ресурсов в связи с одновременным исключением необходимости дополнительной передачи из федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, или имущества, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

Например, органы государственной власти могут дать согласие на перепрофилирование муниципальной собственности, используемой ранее для размещения органов местного самоуправления, осуществляющих отдельные государственные полномочия, для размещения муниципального учреждения, использовавшего ранее здание, которое находится в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации. Этим будет исключена необходимость встречной передачи соответствующего имущества из одной формы публичной собственности в другую. Таким образом, по общему правилу прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий должно влечь за собой отчуждение органами местного самоуправления из муниципальной собственности непотребляемых материальных ресурсов, ранее переданных для осуществления указанных полномочий.

В отличие от порядка передачи органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, порядок отчуждения муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в связи с прекращением осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий регулируется частью 11 статьи 154 Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ

«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

и «Об общих принципах организа- ции местного самоуправления в Российской Федерации» [21]. В связи с этим противоречащими федеральному закону можно считать положения законов большинства субъектов Российской Федерации, определяющие, что порядок возврата органами местного самоуправления материальных ресурсов после прекращения осуществления отдельных государственных полномочий регулируется законами о соответствующем прекращении либо иными подзаконными нормативными правовыми актами. Возвращение материальных ресурсов, переданных органам местного самоуправления в управление или безвозмездное пользование, осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные гражданским законодательством и договором о передаче материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, в управление или безвозмездное пользование органам местного самоуправления.

Возвращение материальных ресурсов, переданных органам местного самоуправления в управление или безвозмездное пользование, оформляется актом приема-передачи. Кроме того, органы местного самоуправления обязаны передать органам государственной власти документы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, например, договоры аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, реестры лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, и т.

п. Помимо возврата материальных ресурсов после прекращения осуществления отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны: 1.

Возвратить органам государственной власти неиспользованные финансовые средства, переданные для осуществления отдельных государственных полномочий в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврату в соответствующий бюджет подлежат субвенции в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Сроки возвращения неиспользованных финансовых средств, переданных для осуществления отдельных государственных полномочий, в феде- iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . ральный бюджет или бюджет субъекта Российской Федерации могут устанавливаться законом о прекращении осуществления указанных полномочий; 2.

Признать утратившими силу муниципальные правовые акты, изданные по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, или внести в них соответствующие изменения; 3.

Ликвидировать органы местного самоуправления, их структурные подразделения или муниципальные учреждения, осуществлявшие отдельные государственные полномочия [22]. При этом в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года № 1-П

«По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»

[23] органы местного самоуправления при прекращении осуществления отдельных государственных полномочий не могут быть преобразованы в органы государственной власти, поскольку в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; 4. Сократить численность муниципальных служащих, работников органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, в должностные обязанности которых входило исполнение определенных обязанностей по осуществлению отдельных государственных полномочий, в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Так на основании пункта 8 статьи 9 проекта федерального закона

«Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации»

органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, обеспечивают занятость и социальные гарантии должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, исполнявших отдельные государственные полномочия.

Аналогичные положения закреплены законами некоторых субъектов Российской Федерации [24]; 5. Произвести иные мероприятия, направленные на прекращение осуществления отдельных государственных полномочий.

Со дня прекращения осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления органы государственной власти обязаны приступить к осуществлению отдельных государственных полномочий, ранее осуществляемых органами местного самоуправления, прекратить передачу органам местного самоуправления соответствующих материальных ресурсов и финансовых средств, создать или определить орган государственной власти, его структурное подразделение, государственное учреждение либо увеличить численность государственных служащих, работников органов государственной власти, государственных учреждений, в должностные обязанности которых будет входить исполнение определенных обязанностей по осуществлению указанных полномочий, а также внести необходимые изменения в соответствующие нормативные правовые акты.

1. Данная работа выполнена при информационной поддержке компании «Консультант Плюс».

2. Собрание законодательства РФ.

— 06.10.2003. -№ 40. — Ст. 3822.

3. Собрание законодательства РФ. — 30.03.1998. -№ 13. — Ст. 1475. 4. См., например, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЭ «О воинской обязанности и военной службе», пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЭ «Об актах гражданского состояния».

5. См., например, статью 9 проекта федерального закона

«Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации»

в статье: Государственная власть получает государственные полномочия // Муниципалитет. — 1998. — № 7-8. — С. 36-41. 6. См., например, часть 2 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

.

7. См., например: Гарантии для местной власти // Российская Федерация. — 1996. — № 24. — С. 23. 8. См.

например, определение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2002 года по делу № 85-Г02-2. 9. См., например, постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 года № 6-П

«По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»

в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 17.04.2000. — № 16. — Ст. 1774.

10. См., например: Гарантии для местной власти // Российская Федерация. — 1996. — № 24. — С. 23; Берг О.В. Правовые основы осуществления муниципальными образованиями государственных полномочий субъекта Российской Федерации // Муниципальное право.

— 1999. — № 4. — С.11; Кузнецова Н.В. Делегирование полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. — М., 2005.

— С. 139; Сомова О.А. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: Дис. . канд. юрид. наук. — Саратов, 2003.

— С. 136; Уваров А.А. Местное самоуправление в соотношении с государственной властью в Российской Федерации: Проблемы развития и взаимодействия: Дис. . д-ра юрид. наук. — М., 2002.

— С. 212; Шугри-на Е.С. Муниципальное право. — М., 2004. -С. 360. 11. См., например, решение Архангельского городского Совета депутатов от 24 июня 2003 года № 183

«О возвращении делегированных полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов)»

// Ведомости Архангельского городского Совета депутатов. — 2003. — № 29. 12. Республики Бурятия, Марий Эл, Саха (Якутия), Тыва, Хабаровский край, Брянская, Волгоградская, Иркутская, Калининградская, Кировская, Оренбургская, Свердловская, Читинская, Ярославская области.

13. Республики Бурятия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Тыва, Удмуртия, Алтайский край, Калужская, Камчатская, Липецкая, Самарская, Ульяновская, Челябинская области, Корякский автономный округ. 14. См., например, Закон Архангельской области от 4 марта 1999 года № 111-21-ОЗ

«О возвращении делегированных полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов)»

// Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва.

— 1999. — № 21; Закон Псковской области от 5 декабря 2005 года № 494-ОЗ

«О прекращении исполнения государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления Законом области «О государственном ежемесячном пособии на ребенка в Псковской области»

// Псковская правда.

— 2005. — 9 дек. — № 253-254 и т. д. 15. Архангельская, Иркутская, Магаданская, Московская, Ульяновская, Челябинская области, город Москва. 16. Хабаровский край, Белгородская, Вологодская, Иркутская области.

17. См., например, определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2003 года № 219-О; определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2001 года по делу № 32-Г01-1. 18. Собрание законодательства РФ. — 29.10.2001. -№ 44. — Ст. 4148.

19. См., например, решение Комитета районного самоуправления Вашкинского муниципального района Вологодской области от 24 декабря 2004 года № 130

«О прекращении полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния»

// Официальный вестник (приложение к газете «Волна». — 30.12.2004. -№ 154-156). — 30.12.2004. — № 10. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 20. Республики Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Алтайский, Красноярский края, Амурская, Воронежская области, Таймырский (ДолганоНенецкий) автономный округ. 21. Собрание законодательства РФ. — 30.08.2004. -№ 35. — Ст. 3607.

22. См., например, постановление Главы города Екатеринбурга от 17 ноября 2004 года № 1431

«О ликвидации Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора города Екатеринбурга»

/ Вечерний Екатеринбург. — 08.12.2004. — № 234. 23. Собрание законодательства РФ. — 03.02.1997. -№ 5. — Ст. 708.