Налоговый учет и отчетность по ндфл

Организации, которые производят выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, являются налоговыми агентами по НДФЛ. Они обязаны исчислить, удержать и уплатить налог в бюджет, а также отчитаться в налоговую инспекцию.

Вопросам, связанным с составлением и представлением отчетности по НДФЛ, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса


07.04.2017Автор: Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса В каких документах налоговым агентам следует вести учет выплаченных физлицам доходов, а также исчисленных и удержанных сумм НДФЛ?

Налоговый учет в течение налогового периода (календарного года (ст. 216 НК РФ)) ведется в соответствующем регистре, который составляется в отношении каждого физлица.

Данный документ должен позволять идентифицировать физлицо-налогоплательщика, вид выплаченных ему доходов и предоставленных налоговых вычетов, суммы дохода, даты их выплаты, налоговый статус физлица, даты удержания и перечисления НДФЛ в бюджет, а также реквизиты платежного документа.

Налоговый агент самостоятельно разрабатывает и утверждает приказом форму регистра и порядок отражения в нем аналитических данных и данных первичных учетных документов. На практике эта форма включается в состав приложений к учетной политике для целей налогообложения. На основе данных регистра заполняются справка 2-НДФЛ (утв.
На основе данных регистра заполняются справка 2-НДФЛ (утв.

приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@) и расчет по форме 6-НДФЛ (утв.

приказом ФНС России от 14.10.2015 № Какие санкции предусматривает законодательство за отсутствие регистров? В силу статьи 120 Налогового кодекса отсутствие регистров признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Оно влечет наказание в виде штрафа в размере от 10 000 рублей.

Эта же статья признает нарушением систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в регистрах хозяйственных операций.

При этом ошибочное отражение даты фактического получения физлицом дохода в виде оплаты труда как даты его выплаты не является основанием для привлечения к ответственности по статье 120 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 18.04.2014 № 03-04-06/17867). Входят ли регистры в список отчетности по НДФЛ, которую организация представляет в налоговую инспекцию?
Входят ли регистры в список отчетности по НДФЛ, которую организация представляет в налоговую инспекцию? Собственно регистры в список представляемой налоговым агентом отчетности не входят.

Однако инспекторы при необходимости могут их запросить (ст.

93 НК РФ). Согласно Налоговому кодексу организация представляет в инспекцию по месту своего учета документы, содержащие сведения за истекший налоговый период о доходах физлиц и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет (п. 2 ст. 230 НК РФ) (форму 2-НДФЛ по каждому физлицу). Коды видов доходов и вычетов для заполнения формы 2-НДФЛ (приказ ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@), а также порядок ее представления (приказ ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@) установлены ФНС России в отдельных приказах.

Отмечу, что с 2017 года некоторые коды доходов и вычетов исключены и введены новые (приказ ФНС России от 22.11.2016 № При этом на сайте ФНС России размещена информация о применении новых кодов и при заполнении отчетности за 2016 год (https://www.nalog.ru/rn77/news/tax_doc_news/6358196/). Срок представления формы 2-НДФЛ — ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим (п.

2 ст. 230 НК РФ). Когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, то окончанием срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). В 2016 году появилась новая форма отчетности —

«Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом»

(форма 6-НДФЛ) (утв.

приказом ФНС России от 14.10.2015 № По ней обязаны отчитываться все налоговые агенты, в том числе лица, признаваемые налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами (ст.

226.1, пп. 2, 4 ст. 230 НК РФ).

Расчет содержит обобщенную информацию в целом по всем физическим лицам (п. 1 ст. 80 НК РФ), без конкретных персональных данных.

Его заполняют нарастающим итогом на отчетные даты: 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря и представляют в налоговую инспекцию не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом.

За налоговый период расчет сдают не позднее 1 апреля следующего года (п.

2 ст. 230 НК РФ). Отмечу, если операция по выплате дохода начата в одном отчетном периоде, а завершается в другом, то она отражается налоговым агентом в расчете 6-НДФЛ того периода, в котором завершена (письмо ФНС России от 12.02.2016 № Даже если организация не производила выплат физическому лицу, рекомендую представлять «нулевой» расчет по форме 6-НДФЛ несмотря на наличие разъяснений ФНС России с иной позицией (письмо ФНС России от 01.08.2016 № Каким образом проверяют отчетность налогового агента? Правоприменительная практика исходит из того, что справки 2-НДФЛ декларацией (расчетом) не являются и камеральной проверке не подлежат (письмо ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515). Форма 6-НДФЛ проходит камеральную проверку (ст.

80, 88 НК РФ). При этом инспекторы хотя и не могут истребовать документы (п.

7 ст. 88 НК РФ), но, в частности, они вправе запросить пояснения в случаях выявления ошибок, противоречий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у них.

Компания должна в течение пяти рабочих дней предоставить необходимые пояснения или внести исправления.

Основная масса требований о даче пояснений по расчету 6-НДФЛ ожидается по итогам налогового периода — после представления справок по форме 2-НДФЛ, в которых содержится детальная информация о каждом физлице — получателе дохода. При обнаружении правонарушений по итогам камеральной проверки составляется акт (п.

1 ст. 100 НК РФ). Напомню, что просрочка перечисления НДФЛ приводит не только к начислению пеней, но и к взысканию с налогового агента штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст.

123 НК РФ). Взыскание применяется к каждому факту неудержания, в том числе допущенного до истечения налогового периода. Нужно ли организации представлять в инспекцию сведения о доходах, выплаченных индивидуальному предпринимателю в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности?

Нет, не нужно. Организация не признается налоговым агентом в отношении таких выплат (подп.

1 п. 1 ст. 227 НК РФ). «Предпринимательский» статус дохода подтверждает гражданско-правовой договор, в который включены реквизиты свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП, или наличие копии свидетельства о такой регистрации (письмо Минфина России от 21.03.2011 № 03-04-06/3-52). В каких случаях сведения по форме 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ могут быть представлены в инспекцию на бумажном носителе? Форму 2-НДФЛ организация представляет на бумажном носителе (лично, через представителя либо почтовым отправлением с описью вложения), когда численность физических лиц, получивших от нее в налоговом периоде доходы, подлежащие обложению НДФЛ, составляет 24 человека и менее (п.

2 ст. 230 НК РФ). Для целей представления расчета 6-НДФЛ указанная выше численность проверяется за квартал, полугодие, девять месяцев и год. Если данное требование не выполняется, то форма 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ представляются в электронной форме исключительно по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС).

Вместе с тем несоблюдение способа представления не означает, что обязанность налогового агента подать отчетность не была исполнена.

Так, инспекция не вправе отказать в приеме 6-НДФЛ на бумажном носителе организации, у которой налогооблагаемые доходы получили более 24 человек. Однако с нее будет взыскан штраф в размере 200 рублей (ст.

119.1 НК РФ) за несоблюдение порядка представления расчета. Свидетельствует ли успешная отправка отчетности (лично или через представителя, почтовым отправлением, по ТКС) о ее приеме инспекцией?

Для каждого из перечисленных способов определена своя дата, фиксирующая момент представления. При этом представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль (пп. 11, 17, 30 Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц, утв.

приказом ФНС России от 16.09.2011 № В зависимости от причин, вызвавших непрохождение контроля, решается вопрос о привлечении налогового агента к ответственности. Если отчетность представляется не лично или по почте, а по ТКС, целесообразно отправлять ее заранее.

В течение 10 рабочих дней с даты отправки инспекция должна направить налоговому агенту в электронной форме за соответствующий год реестр сведений о доходах физических лиц и протокол приема сведений о доходах физических лиц, в которых могут содержаться сведения об ошибках.

Запас времени позволит организации при необходимости уточнить отчетность. Для уточнения в инспекцию следует подать только те сведения, которые скорректированы. Так, если при отправке по ТКС в протоколе приема выявлены сведения, содержащие ошибки, то повторно направляют только скорректированные (исправленные) сведения.

Повторно весь файл не представляют.

Как должны представлять отчетность организации, в состав которых входят обособленные подразделения? Налоговый кодекс предписывает сдавать отчетность в инспекции как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений (в отношении работников обособленного подразделения, а также физлиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, заключенным с организацией в лице обособленного подразделения) (п.

2 ст. 230 НК РФ). Отчетность формируется отдельно по каждому обособленному подразделению независимо от того, что организация может состоять на учете по месту нахождения обособленных подразделений в одной инспекции. Представление отчетности в соответствующие налоговые органы может производиться как головной организацией, так и непосредственно обособленными подразделениями.

Представление отчетности в соответствующие налоговые органы может производиться как головной организацией, так и непосредственно обособленными подразделениями. Для целей представления сведений наличие или отсутствие у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета значения не имеет.

Также не имеет значения место жительства физлица.

Возможна ситуация, когда физлицо в течение налогового периода или даже в течение месяца налогового периода работало и в обособленном подразделении, и в головной организации. В таком случае уплату НДФЛ и представление сведений производят с учетом дохода, начисленного пропорционально отработанному времени в каждом из мест (письмо Минфина России от 29.03.2010 № 03-04-06/55). Как отчитываться при закрытии обособленного подразделения?

Налоговый кодекс не регулирует данную ситуацию. Рекомендую в течение налогового периода до момента снятия с учета представить отчетность в инспекцию по месту нахождения закрываемого обособленного подразделения за период с начала календарного года по день закрытия. Повторного направления отчетности по окончании календарного года не требуется.

Расскажите об особенностях представления налоговым агентом сведений о доходах физлиц от операций с ценными бумагами. Брокеры, депозитарии, доверительные управляющие (ст.

226.1 НК РФ) при осуществлении операций с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок, выплат по ценным бумагам российских эмитентов (купоны, дивиденды по акциям) представляют сведения о полученных физлицами доходах в приложении № 2 к декларации по налогу на прибыль организаций (

«Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом, от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов»

(утв. приказом ФНС России от 19.10.2016 № Документ сдают только за налоговый период (за 2016 г.

— не позднее 28.03.2017). Форма 2-НДФЛ по таким доходам не представляется. При этом налоговый агент составляет отдельные справки не только в отношении каждого физического лица, но и отдельно по каждому виду дохода, который облагается по разным ставкам. Обратите внимание, несмотря на то, что сведения подают по форме, являющейся приложением к налоговой декларации, ответственность, связанная с их непредставлением, наступает на основании статьи 126 Налогового кодекса, посвященной документу.

Штраф составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Сведения о выплаченных дивидендах, не относящихся к дивидендам по акциям российских организаций, представляют по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ; письмо Минфина России от 29.01.2015 № 03-04-07/3263).

Предположим, налоговый агент не смог полностью удержать сумму НДФЛ за налоговый период.

Какие сведения он обязан предоставить в этом случае?

О невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент письменно сообщает физлицу и в инспекцию по месту своего учета не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ). Согласно разъяснениям Минфина России (письмо Минфина России от 29.12.2011 № 03-04-06/6-363) сообщение о невозможности удержать налог не освобождает налогового агента от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ.

Аналогичной позиции придерживается и ФНС России (письмо ФНС России от 30.03.2016 № БС-4-11/5443). Поскольку согласно действующей редакции Налогового кодекса речь идет об исполнении двух обязанностей — сообщить о невозможности удержания и сообщить о доходах физического лица, целесообразно дважды направить в инспекцию соответствующие справки по форме 2-НДФЛ (например, представить справку за 2016 г.

Поскольку согласно действующей редакции Налогового кодекса речь идет об исполнении двух обязанностей — сообщить о невозможности удержания и сообщить о доходах физического лица, целесообразно дважды направить в инспекцию соответствующие справки по форме 2-НДФЛ (например, представить справку за 2016 г. с признаком «2» — не позднее 01.03.2017 и справку за 2016 г.

с признаком «1» — не позднее 03.04.2017).

В справке с признаком «1» указывают суммы, включающие доходы и исчисленную сумму налога, а также неудержанные суммы налога, которые ранее были отражены в справке с признаком «2» (письмо Минфина России от 27.10.2011 № 03-04-06/8-290). Отмечу, что ответственности за непредставление справки (ст. 126 НК РФ) можно избежать, если справка с признаком «2» содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке с признаком «1» (пост.

ФАС УО от 24.09.2013 № Ф09-9209/13).

Налоговый агент не удерживает сумму отраженной в справке задолженности из доходов физлица, выплачиваемых ему впоследствии. Что касается рассмотренных в предыдущем вопросе сведений о доходах физлиц от операций с ценными бумагами, то есть некоторые особенности направления сведений, если удержание НДФЛ оказалось невозможным.

Налоговый агент о невозможности удержания НДФЛ по итогам налогового периода обязан не позднее 1 марта следующего года письменно сообщить в инспекцию (п.

14 ст. 226.1 НК РФ). При этом форма сообщения может быть произвольной. В каком случае налоговый агент обязан предоставить физлицу справку о полученных доходах и удержанных суммах НДФЛ? В случае предоставления физлицом соответствующего заявления налоговый агент обязан выдать справку 2-НДФЛ (п.

3 ст. 230 НК РФ; письмо Минфина России от 01.12.2014 № 03-04-06/61255). При этом Налоговый кодекс не устанавливает сроки выдачи такой справки, а также ответственность за ее невыдачу (несвоевременную выдачу).

Однако согласно Трудовому кодексу работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи письменного заявления работника выдать ему копии документов, связанных с работой (ст. 62 ТК РФ). К таким документам могут быть отнесены и справки 2-НДФЛ.

Кроме того, Закон о персональных данных (ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ) предписывает оператору, которым является и работодатель, организующий и (или) осуществляющий обработку персональных данных, в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента обращения работника либо его представителя, дать им возможность ознакомиться с персональными данными. Таким образом, если речь идет о выдаче справки 2-НДФЛ по заявлению физического лица — исполнителя по гражданско-правовому договору, то налоговому агенту как оператору персональных данных следует исходить из того, что срок выдачи не должен превышать 30 календарных дней.

В качестве справки о доходах, полученных от операций с ценными бумагами, могут быть выданы:

  1. две справки: соответственно по «обычным» доходам и сведения о доходах от операций с ценными бумагами (естественно, при наличии таких доходов).
  2. сведения по форме приложения № 2 к декларации по налогу на прибыль организаций при ее дополнении данными о налоговом агенте (при наличии доходов только от операций с ценными бумагами);
  3. сведения по форме 2-НДФЛ, в которой доходы от операций с ценными бумагами отражены наряду со сведениями о других доходах;

Может ли налоговый агент выдать физлицу справку по форме, отличной от 2-НДФЛ? В принципе может. Ответственность за несоблюдение формы Налоговым кодексом не установлена.

Например, можно выдавать физлицам справки по форме разработанного организацией налогового регистра, соответствующего всем требованиям законодательства (п. 1 ст. 230 НК РФ). Однако если справка необходима физлицу для представления в налоговые органы, то во избежание сложностей в получении физлицом, например, вычетов лучше использовать форму 2-НДФЛ.

Подписка Разместить:

Отчетность налогового агента

Компании – налоговые агенты должны отчитаться налоговикам о доходах, выплаченных физлицам, и об исчисленном и удержанном с них НДФЛ.

Отчетность агента состоит из расчета 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ. Отличаются отчеты друг от друга тем, что в расчете 6-НДФЛ указываются обобщенные сведения по всем физлицам, получившим доходы от налогового агента, а в справке 2-НДФЛ – по каждому физлицу в отдельности. Для каждого вида отчетности установлены свои сроки подачи.

При отсутствии работников и выплат физлицам компания не является налоговым агентом.

В этом случае обязанность по сдаче нулевых форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ отсутствует.

Общая информация об отчетности НДФЛ

Форма 1-НДФЛ – это налоговая карточка, которая содержит сведения о финансовых поступлениях, налоговых вычетах и налоговых выплатах одного физического лица. Данная форма учета была утверждена приказом МНС РФ от 31.10.2003 N БГ-3-04/583.

С 2012 года налоговая отчетность по форме НДФЛ 1 заменена аналогичными налоговыми регистрами со свободной формой заполнения, утверждаемой налоговым агентом самостоятельно.

На деле организации воспользовались возможностью самостоятельного определения формы налогового регистра и оставили в обиходе форму 1-НДФЛ, продолжив вести привычные карточки учета. Налоговая отчетность по НДФЛ 1 является первичным документом налогового учета, который формируется работодателем на каждого сотрудника в отдельности для ежемесячной сдачи в ИФНС, составляется в момент начисления заработной платы и требуется для учета доходов и расчета подоходного налога.

Какую отчетность должен сдавать ИП?

Каждый индивидуальный предприниматель заинтересован в том, чтобы своевременно подавать всю необходимую отчетность в контролирующие органы.

Отметим, что на сегодняшний день существуют специальные налоговые режимы, определяющие, какую отчетность сдает ИП. В этой статье постараемся разобраться в вопросе о том, куда и как сдавать отчетность о предпринимательской деятельности, рассмотрим ИП с наемными работниками и без них, а также случаи, когда необходимо платить дополнительные налоги.

Для удобства самая важная информация для наглядности будет представлена в виде таблиц. Сразу напомним, что сегодня практически в каждом городе работают организации, которые не только готовы проконсультировать на тему того, какую отчетность должен сдавать ИП, но и полностью взять решение этой задачи на себя.

Ответственность за налоговые нарушения

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.

().

Похожие работы на — Ведение налогового учета по НДФЛ

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе
  7. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы? Поможем написать качественную работу Без плагиата!

© 2003 — 2021 «Библиофонд»

Отчетность налоговых агентов по НДФЛ

01.03.2016 С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса Приближается период сдачи налоговыми агентами сведений по за 2015 год, а в ближайшее время предстоит представить и первый расчет по . Следует отметить, что объем сведений, подлежащих представлению в налоговые органы, увеличен.

Одновременно усилены меры воздействия к налоговым агентам за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Справки о доходах нередко требуют и налогоплательщики. Вопросам, связанным с представлением налоговыми агентами отчетности по НДФЛ с учетом произошедших с 2016 года изменений, посвящено интервью с экспертом.
Вопросам, связанным с представлением налоговыми агентами отчетности по НДФЛ с учетом произошедших с 2016 года изменений, посвящено интервью с экспертом. — По какой форме налоговые агенты ведут учет выплаченных физическим лицам доходов и удержанных сумм НДФЛ?

должны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, исчисленных и удержанных сумм НДФЛ в регистрах налогового учета. Форма такого регистра и порядок отражения в нем аналитических данных, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и утверждаются приказом. Регистр должен позволять идентифицировать налогоплательщика, вид выплаченных ему доходов и предоставленных налоговых вычетов, суммы дохода и даты их выплаты, налоговый статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

Отсутствие у налогового агента регистра налогового учета признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

Такое правонарушение наказывается по статье 120 НК РФ штрафом в размере от 10 тысяч рублей. — Какую отчетность по НДФЛ налоговые агенты представляют в налоговые органы? Сама форма регистра учета доходов в налоговые органы не представляется, если только она не будет запрошена налоговым органом.

Пунктом 2 статьи 230 НК РФ установлено, что налоговый агент представляет в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему за этот налоговый период НДФЛ. Срок представления – ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим.

То есть, за 2015 год сведения должны быть направлены до 2 апреля 2016 года. С 2016 года сведения о доходах физических лиц, представляемые налоговыми агентами, именуются в НК РФ «документами, содержащими сведения о доходах».

За 2015 год такие сведения сдают по новой форме 2-НДФЛ, введенной приказом ФНС России от 30.10.2015 № При составлении справок используются новые коды видов доходов и вычетов, приведенные в приказе ФНС России от 10.09.2015 № Справки оформляются по каждому физическому лицу.

Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц утвержден приказом ФНС России от 16.09.2011 № — Увеличилось ли количество отчетности по НДФЛ с 2016 года?

Увеличилось за счет появления новой формы – расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ). Причем из пунктов 2 и 4 статьи 230 НК РФ следует, что обязанность отчитываться по форме 6-НДФЛ возложена на всех налоговых агентов, в том числе лиц, признаваемых налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами (статья 226.1 НК РФ). Расчет содержит обобщенную информацию в целом по всем физическим лицам (пункт 1 статьи 80 НК РФ), без включения персональных данных налогоплательщиков.

Расчет заполняется нарастающим итогом на отчетную дату: на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря.

В разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчетный период отражаются те операции, которые произведены за последние 3 месяца этого периода.

Если налоговый агент производит операцию в одном периоде, а завершает ее в другом, то данная операция отражается в том периоде, в котором завершена (письмо ФНС России от 12.02.2016 № Представлять расчет сумм НДФЛ налоговый агент будет за первый квартал, полугодие, девять месяцев – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом. За год (налоговый период) – не позднее 1 апреля следующего года (пункт 2 статьи 230 НК РФ). Когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).

Поэтому расчет по форме 6-НДФЛ, например, за I квартал 2016 года должен быть представлен в налоговый орган не позднее 4 мая 2016 года.

Представлять нужно и расчет сумм НДФЛ с нулевыми показателями. Форма, формат, порядок заполнения и представления расчета установлены приказом ФНС России от 14.10.2015 № — Как представление расчета сумм НДФЛ отразится на мероприятиях налогового контроля?

Правоприменительная практика исходит из того, что справки 2-НДФЛ декларацией (расчетом) не являются и не подлежат. С учетом статей 80 и 88 НК РФ представление расчета сумм НДФЛ повлечет камеральную проверку такого документа.

Налоговый орган, в частности, вправе будет запросить пояснения в случаях выявления противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, выявления несоответствий между ними и сведениями налогового органа, полученными в ходе налогового контроля.

Налоговый агент должен будет в течение пяти дней предоставить необходимые пояснения или внести исправления. Расчет сумм НДФЛ позволит налоговым органам контролировать своевременность перечисления НДФЛ в бюджет. При обнаружении правонарушений по итогам камеральной проверки составляется акт (пункт 1 статьи 100 НК РФ).

Напомню, что просрочка перечисления НДФЛ приводит не только к начислению пени, но и к взысканию с налогового агента штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (статья 123 НК РФ).

Штраф подлежит взысканию применительно к каждому факту неудержания, в том числе допущенного до истечения налогового периода. — Нужно ли представлять сведения о доходах, выплаченных индивидуальному предпринимателю?

Если речь идет о выплатах, произведенных индивидуальному предпринимателю в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, то сведения в налоговый орган не представляются. В отношении таких доходов организация налоговым агентом не признается (подпункт 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ).

Подтвердить «предпринимательский» статус выплаченного дохода должен гражданско-правовой договор, в который включены реквизиты свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП, или наличие копии свидетельства о такой регистрации (письмо Минфина России от 21.03.2011 № 03-04-06/3-52). — Каковы особенности представления сведений о доходах физических лиц от операций с ценными бумагами? Лица, указанные в статье 226.1 НК РФ (брокеры, депозитарии, доверительные управляющие), при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов (купоны, дивиденды по акциям) представляют сведения о доходах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 26.11.2014 № Такие сведения в качестве приложения № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций сдаются только за налоговый период.

То есть, за 2015 год – не позднее 28 марта 2016 года. Справки 2-НДФЛ по соответствующим доходам не представляются.

В отношении каждого отдельного физического лица составляются отдельные справки. Причем, в отличие от справки по форме 2-НДФЛ, по доходам физического лица от ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, облагаемым по разным ставкам, составляются отдельные справки.

Несмотря на то, что сведения представляются по форме, являющейся приложением к налоговой декларации, ответственность, связанная с их непредставлением, наступает на основании статьи 126 НК РФ, посвященной документу, а не декларации. Если по итогам 2015 года удержание НДФЛ по операциям с ценными бумагами оказалось невозможным, налоговые агенты в соответствии с пунктом 14 статьи 226.1 НК РФ должны до 1 марта 2016 года письменно сообщить об этом в налоговые органы. Форма такого сообщения может быть произвольной.

Обратите внимание, что сведения о выплаченных , не относящихся к дивидендам по акциям российских организаций, представляются в порядке пункта 2 статьи 230 НК РФ (письмо Минфина России от 29.01.2015 № 03-04-07/3263). — Что изменилось в порядке представления справок 2-НДФЛ в налоговые органы за 2015 год?

С 2016 года отчетность, предусмотренная главой 23 НК РФ (2-НДФЛ и 6-НДФЛ), представляется налоговыми агентами в электронной форме исключительно по телекоммуникационным каналам связи.

Электронные носители (диски CD, DVD, устройства flash-памяти) более не предусматриваются.

При численности физических лиц, получивших в налоговом периоде доходы, подлежащие налогообложению, 24 человека и менее, налоговый агент может в отношении указанных лиц представить справки по форме 2-НДФЛ за 2015 год на бумажном носителе лично, через представителя либо отправить по почте почтовым отправлением с описью вложения. Для целей представления расчета сумм НДФЛ указанная численность (до 25 человек) проверяется за квартал, полугодие, девять месяцев, год. Несоблюдение способа представления расчета сумм НДФЛ не означает, что обязанность представить расчет налоговым агентом не исполнена.

Налоговый орган не вправе отказать в приеме расчета 6-НДФЛ на бумажном носителе налоговому агенту с численностью физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, более 24 человек. Но за непредставление в этом случае расчета сумм НДФЛ в электронной форме с налогового агента будет взыскиваться штраф в размере 200 рублей на основании статьи 119.1 НК РФ.

— Успешная отправка сведений свидетельствует об их приеме налоговым органом? Нет. Для каждого способа представления сведений (непосредственно, почтовым отправлением, через электронные каналы связи) определена своя дата, фиксирующая момент представления.

При этом представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль (пункты 11, 17, 30 Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц, утвержденного приказом ФНС России от 16.09.2011 № В зависимости от причин, вызвавших не прохождение контроля, будет решаться вопрос о привлечении к ответственности.

Поэтому, если сведения представляются не лично, а по ТКС, целесообразно отправлять их заранее, в частности, справки 2-НДФЛ до 17 марта.

В течение 10 рабочих дней с даты отправки сведений налоговый орган должен направить налоговому агенту Реестр сведений о доходах физических лиц за соответствующий год в электронной форме, протокол приема сведений о доходах физических лиц за год в электронной форме, в которых могут содержаться сведения об ошибках. Запас во времени позволит налоговому агенту при необходимости уточнить сведения. В случае уточнения в налоговый орган представляются только те сведения, которые скорректированы.

Таким образом, если при представлении сведений по ТКС в протоколе приема выявлены сведения, содержащие ошибки, то повторно направляются только скорректированные (исправленные) сведения. Повторно весь файл не представляется.

— В какой налоговый орган представляется справка 2-НДФЛ организацией, в состав которой входят обособленные подразделения? С 2016 года адреса сдачи справок – 2-НДФЛ, расчетов по форме 6- НДФЛ закреплены в пункте 2 статьи 230 НК РФ и предусматривают, в том числе место нахождение обособленных подразделений организации. Иными словами, новая редакция статьи 230 НК РФ предписывает представлять отчетность в налоговые органы по месту нахождения организации и в налоговые органы по месту нахождения ее обособленных подразделений (в отношении работников обособленного подразделения, а также физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, заключенным с организацией в лице такого обособленного подразделения).

Если работник в течение налогового периода или даже в течение месяца налогового периода работал в обособленном подразделении и головной организации, то уплату НДФЛ и представление сведений следует производить с учетом дохода, начисленного пропорционально отработанному времени в обособленном и головном подразделениях (письмо Минфина России от 29.03.2010 № 03-04-06/55). Отчетность формируется отдельно по каждому обособленному подразделению независимо от того, что организация может состоять на учете по месту нахождения обособленных подразделений в одном налоговом органе.

Представление сведений в соответствующие налоговые органы может быть осуществлено как головной организацией, так и непосредственно обособленными подразделениями.

Для целей представления сведений наличие или отсутствие у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета значения не имеет. Также не имеет значения место жительства физического лица.

— Предусмотрена ли ответственность за представление сведений в ненадлежащий налоговый орган?

Направление налоговым агентом сведений в налоговый орган не по месту учета может повлечь отказ в приеме такой отчетности.

Соответственно, возникает риск привлечения к ответственности, если, предположим, все сведения о доходах физических лиц, в том числе по обособленным подразделениям, представлены в налоговый орган по месту учета головной организации.

Примите во внимание, что помимо российских организаций, имеющих обособленные подразделения, места представления налоговым агентом расчетов сумм НДФЛ определены пунктом 2 статьи 230 НК РФ для крупнейших налогоплательщиков, индивидуальных предпринимателей, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением ЕНВД, ПСН. — Налоговый агент не смог полностью удержать сумму налога за налоговый период.

Какие сведения сдаются в этом случае? О невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент письменно сообщает налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета. О невозможности удержать сумму НДФЛ по итогам 2015 года нужно было сообщить не позднее 1 марта 2016 года (новая редакция пункта 5 статьи 226 НК РФ).

В письме Минфина России от 29.12.2011 № 03-04-06/6-363 сделан вывод, что исполнение обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога не освобождает налогового агента от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов. Поскольку речь идет об исполнении двух обязанностей – сообщить о невозможности удержания и сообщить о доходах физического лица, целесообразно дважды направить в налоговый орган соответствующие справки по форме 2-НДФЛ: представить в налоговый орган и справку за 2015 год с признаком «2» до 2 марта 2016 года, и справку за 2015 год с признаком «1» до 2 апреля 2016 года.

В справке 2-НДФЛ с признаком «1» указываются суммы, включающие доходы и исчисленную сумму налога, а также суммы налога, не удержанные налоговым агентом, которые ранее были отражены в справке с признаком «2» (письмо Минфина России от 27.10.2011 № 03-04-06/8-290). Вместе с тем, предусмотренную статьей 126 НК РФ ответственность за непредставление справки можно избежать, если представленная справка формы 2-НДФЛ с признаком «2» содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке формы 2-НДФЛ с признаком «1» (Постановление ФАС Уральского округа от 24.09.2013 № Ф09-9209/13). После направления сообщения о невозможности удержания налоговый агент не удерживает сумму налоговой задолженности из доходов, выплачиваемых в следующем налоговом периоде.

Физлицо должно представить декларацию и самостоятельно уплатить сумму налога, в отношении которой налоговый агент сообщил о невозможности удержания (письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

— Какие последствия повлечет непредставление расчета сумм НДФЛ?

Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ в налоговый орган по месту учета повлечет на основании пункта 1.2 статьи 126 НК РФ взыскание штрафа в размере 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Иными словами, просрочка на один день будет влечь штраф 1000 рублей, просрочка на один месяц и один день – 2000 рублей и т.д. Кроме того, если налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока не получил от налогового агента расчет сумм НДФЛ, то руководитель (заместитель руководителя) этого налогового органа может принять решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств (новый пункт 3.2 статьи 76 НК РФ).

Операции могут быть приостановлены по всем счетам и на всю сумму средств на этих счетах. Начнет действовать особая очередность списания денежных средств по счетам налогового агента (пункт 1 статьи 76 НК РФ, пункт 2 статьи 855 ГК РФ).

Направление к счетам налогового агента поручения налогового органа на списание и перечисление НДФЛ в данной ситуации не является обязательным. Решение о приостановлении операций по счетам отменяется не позднее одного дня, следующего за днем представления налоговым агентом расчета сумм НДФЛ. Приостановление операций по счетам не должно применяться, если расчет сумм НДФЛ представлен в установленный срок на бумажном носителе (независимо от численности физлиц, получивших доходы от налогового агента).

Налоговый кодекс не содержит положений о том, что отчетность по НДФЛ, представленная на бумажном носителе, не считается представленной (как это предусмотрено пунктом 5 статьи 174 НК РФ применительно к бумажной форме декларации по НДС). — А если окажется, что представленные налоговым агентом сведения содержат ошибки?

Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, повлечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения (новая статья 126.1 НК РФ). Это новый состав правонарушения, который применяется к налоговому агенту, сдавшему недостоверные сведения.

Освобождение от ответственности за первоначально представленные недостоверные сведения применяется в случае самостоятельного выявления налоговым агентом ошибок и представления налоговому органу уточненных документов (пункт 2 статьи 126.1 НК РФ). Такие действия должны быть совершены до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных документах сведений: до составления налоговым органом акта по итогам налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ) или до составления акта в порядке пункта 1 статьи 101.4 НК РФ. Для освобождения от ответственности по статье 126.1 НК РФ уплаты налога, пени не требуется.

— Предусмотрена ли ответственность за неправильное заполнение расчета по форме 6-НДФЛ? Вопрос о квалификации деяний налогового агента по статье 126.1 НК РФ при неполном или неправильном заполнении расчета сумм НДФЛ зависит от конкретных обстоятельств. Когда в расчете сумм НДФЛ налоговый агент указал неполную информацию о суммах начисленных и выплаченных физическим лицам доходов, то представление такого расчета может влечь применение мер ответственности по статье 126.1 НК РФ.

При этом за несоблюдение порядка заполнения расчета сумм НДФЛ, например, когда при отсутствии значения по суммовым показателям вместо ноля указан прочерк, ответственность применяться не должна.

— Недостоверными могут оказаться и сведения в справке 2-НДФЛ? Ответственность по статье 126.1 НК РФ может применяться в случае представления налоговым агентом в налоговые органы любых предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями, включая и справки 2-НДФЛ.

Статья 126.1 НК РФ применяется в отношении действий, совершенных с 1 января 2016 года, и охватывает случаи выявления налоговым органом недостоверных сведений в документах, представленных начиная с 2016 года, в том числе уточненных документах за периоды, предшествующие 2016 году. Для привлечения к ответственности не имеет значения представлен документ налоговым агентом в рамках исполнения им положений части второй Налогового кодекса или по запросу налогового органа.

Последствия представления недостоверных сведений – привело ли это к неудержанию суммы налога или нет, на привлечение к ответственности сами по себе не влияют.

Если недостоверность сведений не стала причиной невозможности для налогового органа идентифицировать налогоплательщика, вид и размер выплаченного дохода, то налоговому агенту рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (пп. 3 п. 1 статьи 112 НК РФ). Ответственность может наступать не только, когда налоговый агент подменил дату, внес иные исправления в документ, но и изначально составил его не в соответствии с имеющимися фактическими данными.

Но, на мой взгляд, налоговый агент не может быть привлечен к ответственности за использование в документах недостоверных сведений, которые получены им от налогоплательщика и налоговый агент не знал и не мог знать о недостоверности имеющихся у него сведений. В подобной ситуации вина налогового агента в совершении правонарушения отсутствует (статьи 106, 109, 110 НК РФ).

— Может ли налоговый агент быть привлечен к ответственности по статье 126.1 НК РФ в случае, если в представляемых им в налоговый орган справках 2-НДФЛ и (или) в приложении № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не будут указаны ИНН физических лиц – получателей дохода?

Обязанность представления физическим лицом налоговому агенту свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, в котором указан присвоенный ему ИНН, при оформлении трудовых договоров, гражданско-правовых договоров, включая договоры, заключаемые при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с ФИСС (финансовыми инструментами срочных сделок) или при выплатах по ценным бумагам, Налоговым кодексом не предусмотрена. С учетом пункта 7 статьи 84 НК РФ физические лица вправе использовать вместо ИНН свои персональные данные.

Согласно приказу ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ в форме сведений о доходах физического лица 2-НДФЛ в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается ИНН – физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации.

При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется. Аналогичные положения отражены в порядке заполнения Приложения № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций

«Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом от операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов»

(приказ ФНС России от 26.11.2014 № В форматах представления указанных форм налоговой отчетности таблицы, посвященные персональным данным физического лица – получателя доходов, предусматривают, что такой элемент как ИНН физического лица не относится к обязательным. То есть, данный элемент (совокупность наименования элемента и его значения) в файле обмена может отсутствовать.

Привлечение к ответственности по статье 126.1 НК РФ возможно только при условии фактического представления документов. Отсутствие у налогового агента сведений об ИНН физического лица – получателя дохода, в том числе по причине неполучения налогоплательщиком ИНН, не может являться основанием для отказа в принятии отчетности налоговым органом. При незаполнении поля «ИНН в Российской Федерации» налоговый орган сформирует протокол приема сведений с типом сообщения налоговому агенту «Предупреждение.

Не заполнен ИНН для гражданина России». Однако сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений) будут считаться прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему (письмо ФНС России от 27.01.2016 № Учитывая изложенное, если сведения по форме 2-НДФЛ или по форме приложения № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций представлены в налоговый орган с незаполненными показателями об ИНН физического лица – получателя дохода, то привлечение налогового агента к ответственности по статье 126.1 НК РФ неправомерно. Вместе с тем, за указание в документах недостоверных сведений об ИНН налогоплательщика (не соответствующего фактически присвоенному) налоговый агент может быть привлечен к ответственности (письмо ФНС России от 12.02.2016 № — Когда налоговый агент должен предоставить налогоплательщику справку о полученных доходах и удержанных суммах НДФЛ?

В соответствии с пунктом 3 статьи 230 НК РФ налоговые агенты выдают справки о полученных доходах и удержанных суммах налога физическим лицам по их заявлениям. Налоговым кодексом не установлены сроки выдачи такой справки, а также ответственность налогового агента за невыдачу (несвоевременную выдачу) справки.

В соответствии со статьей 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан выдать работнику копии документов, связанных с работой, к которым могут быть отнесены и справки 2 – НДФЛ. В этом случае справку надлежит выдать не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления. Согласно статье 20 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» оператор, которым в том числе является организация, организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных физического лица, обязан предоставить возможность ознакомления с персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо в течение тридцати дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя.

Если речь идет о выдаче справки 2- НДФЛ по заявлению физического лица – исполнителя по гражданско – правовому договору, то налоговому агенту как оператору персональных данных следует исходить из того, что срок выдачи справки не должен превышать 30 дней.

— По какой форме налоговый агент выдает физическому лицу справку о его доходах?

Утвержденная приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ форма 2-НДФЛ используется и для случаев направления сообщений о невозможности удержать исчисленную сумму налога, и для направления сведений о доходах, начисленных, удержанных, перечисленных налогов, и в качестве справки, выдаваемой физическим лицам о полученных доходах и удержанном налоге.

В письме Минфина России от 01.12.2014 № 03-04-06/61255 сказано, что справки по форме 2-НДФЛ обязаны выдавать по заявлению налогоплательщика все налоговые агенты независимо от вида выплачиваемого ими физическим лицам дохода.

Вместе с тем, пункт 4 статьи 230 НК РФ предписывает для налоговых агентов по операциям с ценными бумагами представлять сведения о доходах физического лица в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Порядок заполнения формы этих сведений существенно отличается от порядка заполнения формы 2-НДФЛ.

— Если налоговый агент выдаст физическому лицу справку по форме 2-НДФЛ, в которую будут включены сведения по доходам от операций с ценными бумагами, она будет отличаться от той формы, которая направлена в налоговый орган?

При включении в справку 2-НДФЛ доходов от операций с ценными бумагами получится, что у налогового агента два типа справок 2-НДФЛ: одна для налогового органа, другая – для налогоплательщика.

Налоговый агент может выдавать налогоплательщикам справки о доходах, полученных от операций с ценными бумагами: • по форме 2-НДФЛ, в которой доходы от операций с ценными бумагами отражены наряду со сведениями о других доходах, полученных физическим лицом; • по форме приложения № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при ее дополнении данными о налоговом агенте (при наличии доходов только от операций с ценными бумагами); • две справки: об «обычных» доходах и сведения о доходах от операций с ценными бумагами ( при наличии таких доходов). — А если налоговый агент выдаст налогоплательщику справку по другой форме, чем 2-НДФЛ? Ответственность налогового агента за несоблюдение формы справки о полученных доходах и удержанных суммах налога, выдаваемой физическим лицам, Налоговым кодексом не установлена.

В принципе, можно выдать справку по форме налогового регистра, которая разработана налоговым агентом самостоятельно и соответствует требованиям пункта 1 статьи 230 НК РФ.