Конвенция о правах ребенка история создания кратко

Конвенция о правах ребенка история создания кратко

Основные положения


Перечислим основные принципы Конвенции по правам ребёнка:

  • Уважение взглядов и прав.
  • Закрепление права на жизнь и развитие.
  • Недопустимость дискриминации.
  • Обеспечение интересов детей наилучшим образом.

Всё содержание акта сводится к нормам, которые обеспечивают защиту прав малышей: достойная жизнь, развитие, активное участие в общественной жизни и защита.

Конвенция о правах ребенкаКроме этого, документом утверждается целый ряд правовых принципов, основным назначением которых является признание детей полноценными личностями и их обладание собственными правами, а не придаточными правами своих родителей либо иных членов семьи.Конвенцией провозглашена приоритетность интересов детей над интересами всего государства, общества, семьи и даже религии. В указанном документе охвачен сразу весь спектр прав, которые могут существовать у гражданина.Другими словами, всё что необходимо для нормального развития способностей человека как моральных, так и духовных должно сопровождаться не только безопасным окружающим миром, нормой питания, качественным здравоохранением, но и предоставляться всегда в приоритетном порядке детям.

документа можно перечислить следующие:

  • Дети, подвергшиеся насилию, должны проходить особую реабилитацию.
  • Несение основной ответственности родителями за своих детей при содействии государства, которое, в свою очередь, обязуется развивать сеть детских учреждений.
  • Дети с особыми способностями либо с особенностями развития обладают правом на особую заботу, помощь, образование.
  • Недопустимость наличия различий и дискриминации по какому-либо признаку.
  • Возможность пользоваться национальным языком и достояниями собственной культуры для детей из национальных меньшинств.
  • До достижения 15 лет ни один малыш не должен привлекаться к военным действиям.
  • Нерушимое право на имя и подданство определённой стране.
  • Пристальное внимание, прежде всего, к защите интересов детей со стороны всех учреждений этой сферы.
  • Обеспечение защиты со стороны государства по вопросам, касающимся оборота наркотиков.
  • Недопустимость разлучения детей с родителями, за исключением ситуаций, рассматриваемых компетентными органами в интересах детей.
  • Обеспечение бесплатной медициной, а также начальным образованием.
  • Наличие защиты со стороны государства по вопросам недопустимости насилия, психологического ущерба, совершения сексуальных действий в отношении малолетних.
  • Содействие со стороны государств по вопросам воссоединения семей.
  • Недопустимо назначение смертной казни или пожизненного заключения в отношении лиц, не достигших 18 лет.

Конвенция о правах ребенка, история реализации в России

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» Факультет «Психологии и педагогики» Кафедра «Классической и практической психологии» Реферат по нормативно-правовым основам практической психологии на тему: «» Выполнил: студентка гр. МПВ-14 очно-заочной формы обучения Каткова О.С.

Проверил: кандидат психологических наук Куимова Н.Н. г. Нижний Новгород2015 год Права детей являются не менее важными и обязательными, чем права взрослых людей. Более того, дети нуждаются в особой защите государства и международного сообщества.

Детям сложнее всего защитить свои права самим, поэтому в международной практике и уделяется так много внимания законодательству, посвященному защите их основных индивидуальных прав. Защита детей в РФ подчинена основным положения, разработанным Организацией Объединенных Наций. Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

  1. Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  2. Федеральный закон об образовании;
  3. Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
  4. Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  5. Конституция РФ;
  6. Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
  7. Семейный кодекс РФ;

Основополагающим международным документом в защите детей является Конвенция о правах ребенка.

Ее приняли 20 ноября 1989 г.страны во главе с Организацией Объединенных Наций. Вступила в силу со 2 сентября 1990 г., после того как ее ратифицировали 20 государств.

В их числе был и СССР. После присоединения к Конвенции она получила статус закона на территории бывшего СССР, а в настоящее время на территории Российской Федерации.

История создания Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что

«человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет»

, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка.

Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. На последнем этапе подготовки конвенции, 10 ноября 1989 года в Третьем главном комитете ООН от имени советской общественности выступил с официальной поддержкой проекта Конвенции Председатель Советского детского фонда, писатель Альберт Лиханов.

При подписании Конвенции ООН,на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, принимавшей Ковенцию, делегация СССР не взяла, таким образом, слова, удовлетворившись заявлением представителя общественности. Конвенцию от имени СССР подписал Министр иностранных дел СССР Э.

А. Шеварднадзе. А. А. Лиханов был заместителем руководителя делегации СССР. Впоследствии Советский детский фонд присудил Анджею Лопатке, бывшему Верховному судье Польши, инициировавшему создание Конвенции, свою высшую награду — Международную золотую медаль имени Льва Толстого, вручённую ему в Москве. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей.

Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции.

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней.

Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат).СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (158 стран-участниц на ноябрь 2014 года) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (169 стран-участников на ноябрь 2014 года). В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола.

На ноябрь 2014 года в третьем протоколе участвуют 14 стран Краткое содержание конвенции о правах ребенка Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года. Поскольку 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на территории нашего государства,положения данной Конвенции должны соблюдаться.

Конвенция состоит из 54 статей, которые детализируют индивидуальные права детей. Термин «ребенок» Конвенция о правах ребенка определяет как «лицо в возрасте до восемнадцати лет». Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция о правах ребенка закрепляет за детьми следующие права:

  1. на получение информации;
  2. на защиту государством в случаях отсутствия постоянной или временной зашиты со стороны родителей;
  3. на свободу мысли и слова; на имя и гражданство;
  4. на равенство; на защиту от насилия;
  5. на медобслуживание и заботу о здоровье;
  6. иметь семью;
  7. на отдых и досуг;
  8. на помощь государства при особых потребностях (например, инвалидность).
  9. учиться и посещать школу;

Статья 1 Определение ребенка.

Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвенции. Статья 2 Недопущение и предотвращение дискриминации.

Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации. Статья 3 Соблюдение интересов ребёнка.

При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу. Статья 4 Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные данной Конвенцией. Статья 5 Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребёнка.
Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребёнка. Статья 6 Право на жизнь и развитие.

Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие. Статья 7 Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.

Статья 8 Сохранение индивидуальности.

Государство должно уважать право ребёнка на сохранение индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения. Статья 9 Разлучение с родителями.

Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах.

В случаях государственного решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).

Статья 10 Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.

Статья 11 Незаконное перемещение.

Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12 Взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам. Статья 13 Свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок. Статья 14 Свобода мысли, совести и религии.

Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15 Свобода Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок. Статья 16 Защита права на личную жизнь.

Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения. Статья 17 Доступ к необходимой информации.

Каждый ребёнок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку.

Статья 18 Ответственность родителей.Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка.

Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений. Статья 19 Защита от злоупотреблений.

Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых. Статья 20 Защита ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства.

Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.

Статья 21 Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав. Статья 22 Дети-беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей. Статья 23 Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь.

Статья 24 Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Статья 25 Оценка при попечении.

Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении. Статья 26 Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе социальным страхованием.

Статья 27 Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни. Статья 28 Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование.

В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29 Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций. Статья 30 Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению.
Статья 30 Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению.

Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию. Статья 31 Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32 Детский труд. Государство должно защищать ребёнка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка. Статья 33 Незаконное употребление наркотических средств.

Государство должно сделать всё возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками. Статья 34 Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35 Торговля, контрабанда и похищение.

Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36Иные формы эксплуатации.Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред. Статья 37 Пытки и лишение свободы.

Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде. Статья 38 Вооруженные конфликты.

Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях.

Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.

Статья 39 Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства. Статья 40 Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних.

Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь. Статья 41 Применение наивысших норм.

Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны. Статья 42 Соблюдение и вступление в силу.

Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей. Статьи 43-54 включает нормы того, что взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права детей.

Реализация Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990г. Дополнительно, 15 февраля 2001 года Россия подписала Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, вновь подтвердив свои обязательства в этой области защиты прав ребенка.

За почти 25 лет, прошедшие с момента ратификации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В развитие положения Конституции Российской Федерации о защите материнства, детства и семьи государством (ст.38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

фактически дублирует все положения Конвенции о правах ребенка ООН.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в максимально возможное, за столь короткий срок, соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства – законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних целую главу (Глава 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции. Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено.

И это при том, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность. Более того, несмотря на несколько раз принимавшиеся поправки к Закону от 15 августа 1996 года № 114 – ФЗ

«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

, положение о дополнительной защите детей-мигрантов так и не было в нем закреплено.

Хотя в Семейном кодексе РФ отсутствует норма о защите детей-мигрантов, можно придти к выводу о том, что в целом российское семейное законодательство закрепляет все семейные права, гарантированные ребенку Конвенцией. Однако, по-прежнему остро стоит вопрос возможности реализации ребенком этих прав. Наиболее показательным примером необеспеченности закрепленных в законодательстве семейных прав детей может служить проблема беспризорности, актуализировавшаяся в России в последние годы.

Наиболее показательным примером необеспеченности закрепленных в законодательстве семейных прав детей может служить проблема беспризорности, актуализировавшаяся в России в последние годы.

По разным подсчетам в настоящее время в России от 700 тысяч до 3 миллионов беспризорных детей, причем большинство этих детей являются социальными сиротами. Незащищенность детей от насилия в семьях и детских учреждениях, а также другие нарушения их прав приводят к тому, что каждый год сотни детей оказываются на улице.

Катастрофическая ситуация в этой области сохраняется несмотря на то, уже больше двух лет прошло с начала государственной кампании по борьбе с беспризорностью. Надежды на Федеральный закон

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

, принятый в 1999 году для борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью, не оправдались. Принятые к нему в 2003 году поправки и дополнения не принесли желаемых улучшений.

Согласно этому закону, контроль и координацию органов системы профилактики беспризорности и безнадзорности детей осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Однако они малоэффективны. Более того, в ряде регионов предпринимались попытки их ликвидировать. К примеру, в 23 городах и районах Республики Дагестан в прошлом году комиссии не действовали, хотя здесь каждый третий подросток, состоявший на учете, не работал и не учился.

В сложившейся ситуации ребенку практически неоткуда ждать помощи.

Самостоятельно же он себя защитить не может в силу отсутствия к тому законодательных предпосылок. Несмотря на ряд позитивных реформ, например, в сфере гуманизации уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства в отношении несовершеннолетних, в целом Россия до сих пор не выполнила основные рекомендации Комитета ООН — как впервые сформулированные еще в 1993 году, так и рекомендации 1999 года. В стране до сих пор отсутствуют специализированные суды для несовершеннолетних; отсутствует эффективная система рассмотрения жалоб на нарушения прав детей в семье и в учреждениях, не выстроены федеральная и региональные системы ранней профилактики, способные вовремя разрешать возникающие проблемы; отказ от воспитания в учреждениях детей, лишенных попечения родителей, остается мечтой, в то время как детское население интернатных учреждений России неуклонно возрастает; не приняты законы, открывающие широкие возможности развития гражданских инициатив в интересах детства и семьи; как и ранее, в массовом порядке нарушаются права детей-инвалидов на реабилитацию и образование и права детей, вступивших в конфликт с законом, и тому подобное.

Более того, в 2004 году был принят пакет законов, создающий правовые условия для лишения ребенка жилой площади, а также предполагающих децентрализацию ответственности за защиту прав детей в Российской Федерации, осуществление которой передано на усмотрение властей каждого из регионов РФ, при отсутствии каких-либо установленных федеральных стандартов в этой сфере. Таким образом, Российская Федерация – государство-участник Конвенции о правах ребенка теперь фактически распалась на множество социальных «удельных княжеств».

Краткая редакция Конвенции о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка — это международный закон о правах детей всего мира.

Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступила в силу для России в 1990 г.

. Статья 1 Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2 Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Принимаются все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания.

Статья 3 Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 4 Государства принимают все необходимые меры для осуществления прав ребенка (экономических, социальных и культурных), в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества. Статья 5 Государства — участники уважают ответственность, права и обязанности родителей.

Статья 6 Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. В максимально возможной степени обеспечивается выживание и здоровое развитие ребенка. Статья 7 Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8 Право ребенка на сохранение своей индивидуальности. Статья 9 Государства обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Уважается право ребенка поддерживать прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
Уважается право ребенка поддерживать прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Статья 10 Право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 12-15 Право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии, и ассоциации, а также на свободу мирных собраний. Статья 16 Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции и незаконного посягательства на честь и репутацию.

Статья 17 Государства признают важную роль средств массовой информации, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.

С этой целью государства: а) поощряют распространение материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях; б) поощряют выпуск и распространение детской литературы; в) поощряют СМИ к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка; г) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Статья 18 Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

В целях гарантии и содействия осуществлению прав, государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений. Статья 19 Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления.

Статья 20 и 21 Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение.

При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.

Статья 22 Право обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правилами. Статья 23 Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.

Статья 24 Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.

Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев. Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.

Статья 26 Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

Статья 27 Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Статья 28 Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Статья 29 Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе. Статья 31 Право ребенка на отдых и досуг.

Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32 Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья. Статья 33 Государства принимают все необходимые меры, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Статья 34 Защита ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Статья 35 Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.

Статья 36 Защита ребенка от всех других форм эксплуатации.

Статья 37 Государства обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам; б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом; в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Статья 38 Лица, не достигшие 15-летнего возраста, не имеют право принимать прямое участие в военных действиях. Статья 39 Содействие физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления. Статья 40 Право каждого ребенка, который нарушил уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет уважение к правам человека и основным свободам других.

Статья 41 Ничто из данной Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка. Статья 42 Обязанность широко информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.

Статья 43-45 Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдательный комитет ООН контролирует отчеты стран Конвенции.

Органы ООН и добровольные организации также имеют право на участие в информировании ООН. Статьи 46-54 Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.

История создания и цель

В 1946 году по решению Генеральной Ассамблеи создан Международный чрезвычайный детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) для помощи детям после Второй мировой войны.

Война повлекла за собой первое международное решение для защиты несовершеннолетних.Первым документом стала Всеобщая декларация прав человека, где также упоминаются права детей. Именно важнейшим шагом о правах детей в 1959 году было принятие Декларации, которая состоит из 10 основных принципов.

После неё начал рассматриваться проект данной Конвенции. Необходимо было 30 лет для создания важного документа с более чёткой формой.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Регионы: 8 (800) 600-36-07.
  2. Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  3. Москва: +7 (499) 110-86-72.

Лишь 2 сентября 1990 года Конвенция вступила в силу после ратификации двадцатью государствами.

В России законную силу документ принял 15 сентября 1990 года.Конвенция является основным международно-правовым документом с обязательным характером.

Состоит из Преамбулы и 54 статей. Акт создан с целью защиты детей от рождения до 18 лет.

Содержание урока

Тема нашего урока посвящена изучению прав ребенка, ознакомлению с главным международным правовым документом — Конвенцией ООН о правах ребенка. На доске тема урока и план изучения нового материала:Права ребенка.

Конвенция о правах ребенка.

  • Имеют ли дети какие- либо права в обществе или они есть только у взрослых?
  • История создания Конвенции ООН о правах ребенка (1989).
  • А существуют ли проблемы у детей? Какие?
  • Проблемы детства. Когда человеку хорошо, он и не задумывается о своих правах. Но в мире очень много проблем, касающихся жизни и здоровьядетей: сиротство, насилие над детьми, использование детского труда, болезни, война, изгнание из родных мест, плен и др. Положение детей на земле неодинаково. Есть страны, в которых дети окружены заботой государства, где решению проблемызащиты детей отводится первостепенная роль. Но есть такие государства, где тысячи детей вынуждены жить в нищете и голоде, где царит бесправие и насилие над ними. Организация Объединенных наций, созданная в 1945 году, чтобы укрепить мир и дружбу между народами, предотвратить международные конфликты, защитить права человека, не могла обойти вниманием вопрос о правах детей, живущих на земле. Для того, чтобы более полно обеспечить права детей она приняла ряд документов о правах ребенка. Дети, обладая всей полнотой уже провозглашенных международных прав, имеют свои специфические права, пользуются особой защитой со стороныгосударства.
  • Как вы думаете, что нужно ребенку, чтобы он чувствовал себя счастливым?
  • Какие права по Конвенции реализуете вы в жизни? Какие вопросы остаются нерешенными в отношении защиты детства в нашей стране?

  • Основные положения Конвенции о правах ребенка. Вступительная беседа:
  • Проблемы детства в современном мире.
  • Когда вы чувствуете себя счастливыми?

  • Одинаково ли счастливы дети на планете?
  • Какие бы права вы хотели бы иметь, будучи детьми?

    Лекция:

  • Для чего необходимо вам изучать положения Конвенции?
  • Понятие «ребенок». Кого же относят к понятию «ребенок»?

    ООН в своих документах считает, что ребенком является каждый человек до достижения им восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Эта оговорка означает, что если до достижения восемнадцати лет молодые люди вступили в брак, зарегистрированный в установленном порядке, то на них не будут распространяться положения документов о детях.

    В России проживает более 40 млн.

    детей. Юридически к этой категории населения относят детей в возрасте до 18 лет. В нашей стране ребенок признается личностью, гражданином, он обладает целым комплексом юридических прав и обязанностей.

    Такиe правила заключены в кодексы различных отраслей права (Семейный, Уголовный, Трудовой и др.). Среди международно-правовых документов о правах ребенка важное и основное место занимает Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, которую подписала также и Россия.(В тетрадях фиксируется понятие «ребенок», его юридический статус).

  • Основные положения Конвенции о правах ребенка.

    Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.

    Конвенция ценна еще и тем, что это обязательство на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир.

    Главный принцип Конвенции состоит в том, что во всех действиях в отношении детей, какими бы учреждениями они ни предпринимались, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.

    Любой государственный орган, решая вопрос, в котором задеты интересы ребенка, должен прежде всего обеспечить эти интересы.

    Нормы, зафиксированные в ней, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.(В тетради записывается понятие «конвенция», а также Конвенция о правах ребенка, с органом и годом его принятия).

    Государства-участники этой Конвенции взяли на себя обязательства признавать и обеспечивать широкий круг прав ребенка.

    Чтобы лучше сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, давайте представим их в виде схемы, объединив их в отдельные группы по общности содержания.

    Работа с учащимися по таблице-схеме. Учитель объясняет положения Конвенции о правах ребенка, активизируя детей к участию в размышлении над темой урока.

    Согласно Конвенции, ребенок с момента рождения имеет право на имя, гражданство, а также, насколько это возможно, знать своих родителей и на их заботу. Запрещено насильно отрывать ребенка от семьи, от страны, менять ему имя. Интересное положение Конвенции — признание права ребенка выражать свои собственные взгляды (если он сам способен их сформулировать) по всем вопросам, касающимся ребенка.

    При этом государства-участники обязались уделять этим взглядам

    «должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка»

    .

    Для нас, взрослый вы или еще ребенок, очень важно, чтобы ваши взгляды были встречены окружающими с уважением и пониманием. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе, свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору. Конвенция охраняет тайну корреспонденции ребенка.

    Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Осуществление этих прав может ограничиваться для соблюдения прав других лиц, для государственной безопасности и общественного порядка.

    Конвенция возлагает на родителей права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его свободы мысли, совести и религии. Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака.

    Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять на себя государство. Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка.

    И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

    Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства.

    Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным. В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей.

    Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка. Вопросы школьникам:

  • История создания Конвенции ООН и правах ребенка.

    Словарная работа. Конвенция — это международное соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами сторон. Почему же был принят этот документ?

    Чем вызвана его необходимость?

    К разработке Конвенции Комиссия ООН по правам человека приступила в Международный год ребенка (1979 г.).

    К этому времени появился ряд важнейших международных документов о правах человека, само представление о правах детей стало глубже. Конвенция — это договор, который должен выполняться теми, кто его подписал.

    Этот статус документа определил остроту дискуссий о его содержании, сложности и длительность (десять лет) его разработки.

    20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка.

    В 1990 году она была ратифицирована нашей страной.

  • Каких детей вы могли бы назвать несчастными?

  • Понятие «ребенок».

Первая часть

  1. Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  2. Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
  3. Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
  4. Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
  5. Статьи 1-4 определяют понятие «», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
  6. Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, имения своего имущества, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
  7. Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, чем предусмотрено Конвенцией.

Значение Конвенции в мире

Конвенция по защите прав детей – это собрание общепринятого минимума прав каждого ребенка, соблюдения которого является необходимым для общества.

На международном уровне документ был воспринят положительно. Это стало образцом гуманистического права в мире. Конвенция несёт в себе закрепленные нормы, которые утверждают, что ребенок – это часть человечества, требующая чрезмерной опеки в силу собственной беспомощности во многих аспектах жизни.

Это стало первым упоминанием о ребенке, как о полноценной личности с равными правами и обязанностями. После выделения особого перечня прав детей, ООН вводит и механизмы контроля с высокими полномочиями – это Комитет ООН по правам ребенка. Документ заключает в себе 54 статьи, которые свидетельствуют о полноправии ребенка.

Все это сосредоточено вокруг трех главных факторов: подтверждения прав детей, сосредоточенных в других правовых документах, укрепления особого статуса ребенка в обществе и закрепления норм по защите и охране прав. Конвенция является уникальной по полноте охвата возможных проблем, связанных с детьми.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Обязанности взрослых

Люди, которые должны обеспечивать защиту прав ребенка, — это родители, опекуны, попечители, государство. На них возлагаются следующие обязанности:

  1. оснащать ребенка всем необходимым для жизни: едой, жильем, одеждой;
  2. соблюдать закон своей страны и правила международных договоров в области охраны прав детей;
  3. уважать мнение ребенка и поощрять его благие намерения;
  4. обеспечить обучение в школе, колледже, вузе;
  5. играть с детьми, создать все условия для их развития.
  6. предоставить ребенку защиту;

[править] Первая часть Конвенции

  1. Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
  2. Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  3. Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.
  4. Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  5. Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
  6. Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
  7. Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.

Главные утверждения Конвенции

  1. Каждый ребенок со времени появления на свет имеет право на имя, и на предоставление гражданства.
  2. Во всех поступках судов, органов, занятых вопросами общественного благополучия, или управленческих аппаратов первостепенное внимание акцентируется корректному снабжению увлечений ребенка. Взгляды детей подвержены тщательному обсуждению.
  3. Государства должны оберегать ребенка от финансовой работы и работы, которая выступает преградой в формировании обучения либо причинять вред его самочувствию и материальному статусу.
  4. Дети обязаны заключаться под стражей раздельно от взрослых; они не обязаны подвергнуть насилию или бессердечному и растаптывающему авторитет призыву.
  5. Государство гарантирует воплощение детям всех прав без какого-либо ущемления или разграничения.

  6. Государства обязаны нести защиту детей от нелегального применения наркотических веществ и их вовлечения в производстве или бизнесе подобными снадобьями. Нужно добавить все действия для предупреждения воровства и торговли детьми.
  7. Родители несут главную обязанность за обучение ребенка, однако страны обязаны проявлять им соответственную поддержку и улучшать сеть детских институтов.
  8. Страны обязаны гарантировать защиту детей от причинения им физиологического или эмоционального вреда и неимения защиты, включая сексуальные проступки или использование.
  9. Ребенок имеет право на пользование службами организации здравоохранения.

    Страны обязаны гарантировать охват порядком здравоохранения всех детей, уделяя при этом первостепенное уважение предупредительным мерам, пропаганде врачебных познаний и уменьшению детской смертности

  10. Дети должны иметь период на отдых и игры, равные полномочия заниматься интеллигентной и созидательной работой.
  11. Все дети имеют право на жизнь, и страны гарантируют в наибольшей мере проживание и правильное формирование детей.
  12. Начальное обучение обязано быть безвозмездным и неотъемлемым.

    Программа начальной школы обязана помогать с поддержкой мероприятий, отображающих почтение людского совершенства ребенка. Обучение должно готовить ребенка к жизни в духе постижения, мира, терпению.

  13. Дети с ограниченными возможностями имеют право на качественную учебу, занятие и заботу.
  14. Государства гарантируют систему ухода за детьми без опекунов. Система опекунства должна скрупулезным способом формироваться.

    Должен быть подписан интернациональные договора, чтобы были учтены обязательства и гарантирована законная реальность, тогда опекуны должны отвезти ребенка из страны, где он появился на свет.

  15. Дети не обязаны расставаться с родными отцом и матерью, за исключением моментов, когда это организуют знающие службы в заинтересованных детях.

    Государства обязаны помогать образованию семей, позволяя въезд в страну или выезд из нее.

3 часть

Третья часть полностью посвящена вопросам урегулирования вопросов, касающихся процедуры принятия документа и внесения в него изменений.