Конституционно правовой статус политичских партий

Политические партии России: особенности правового статуса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»


А.А. Карцхия ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА В современной российской истории политические партии вновь стали активно действовать на политическом и правовом поле.

Конституцией Российской Федерации в статье 13 закреплен принцип политического многообразия и многопартийности. И хотя Конституция РФ специально не оговаривает правовой статус политических партий, правовые конституционные основы деятельности политических партий как вида общественных объединений содержатся в ее статьях, закрепляющих свободу деятельности общественных объединений, равенство общественных объединений перед законом, а также устанавливающих запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых носят антиконституционный характер.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изменениями и дополнениями) определил пределы гражданской правоспособности политических партий, особенности их правового статуса, специфику и содержание имущественных и личных неимущественных прав политических партий как субъектов гражданских правоотношений, имеющих статус юридического лица.

Политическая партия является общественным объединением с правами юридического лица, создаваемым ради участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, а также ради представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Вот что является основой специальной правосубъектности политических партий. Политическая партия как общественное объединение строится по принципу фиксированного членства.

Условия членства в политических партиях строго оговариваются в законе и оп- ределяются в Уставе каждой политической партии.

Членами политической партии могут быть только граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Иностранцы, лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными, не могут быть членами политических партий Российской Федерации. При этом гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии и подлежит учету в региональном отделении данной политической партии по месту своего постоянного или преимущественного проживания.

Для политических партий законом установлена минимальная общая численность членов партии (50 000 членов партии), минимальная численность структурных подразделений (региональных), а также общая структура партии как организации с региональными отделениями партии, создаваемыми по территориальному принципу более чем в половине субъектов Российской Федерации. Кроме этого, закон жестко требует, чтобы руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и структурные подразделения находились на территории Российской Федерации. Примечательно, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 № 1-П положения Федерального закона «О политических партиях», согласно которым политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации и в политической партии должно состоять не менее установленного законом числа членов партии, признаны не противоречащими Конституции РФ.

Политические партии обладают специальной правоспособностью, которая закреплена в законе и значительно отличается от правоспособности других общественных объединений или некоммерческих организаций.

Прежде всего, закон прямо и однозначно устанавливает основные цели политической партии, которые определены в Уставе политической партии, являющемся основным учредительным документом партии. При этом цели и задачи деятельности политической партии определяются как в Уставе партии, так и в ее Программе. Именно эти два документа утверждаются при учреждении партии, а Устав подлежит государственной регистрации.

Следует особо отметить, что политическая партия, ее региональные отделения, имеющие права юридического лица, иные структурные подразделения действуют на основании единого устава политической партии и в соответствии с ним. Закон прямо устанавливает содержание устава партии.

Политическая партия обладает в своем роде уникальным субъективным правом в отличие от других организаций — правом на самостоятельное участие в выборах. В настоящее время политические партии являются единственными общественными объединениями, которые имеют право самостоятельно участвовать в выборах органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления на федеральном и региональном уровнях, включая участие в выборах Президента РФ, путем выдвижения кандидатов (списков кандидатов). Более того, Федеральный закон «О политических партиях» в косвенной форме обязывает политические партии участвовать в выборах различного уровня каждый год.

При несоблюдении этого условия, то есть при неучастии политической партии в выборах в течение пяти лет подряд, партия может быть ликвидирована по инициативе Министерства юстиции РФ. Политическая партия, являясь общественным объединением, преследующим политические цели, обладает вместе с тем правом осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии. Политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов оплаты труда, предпринимательской деятельности, получения и использования денежных средств и иного имущества.

Однако, предоставляя политической партии право осуществлять предпринимательскую деятельность, закон ограничивает виды этой предпринимательской деятельности исчерпывающим перечнем.

В целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности, а именно: информационную, рекламную, издательскую и полиграфическую деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности; изготовление и продажу сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажу издательской и полиграфической продукции; продажу и сдачу в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества. Иные виды предпринимательской деятельности политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения не вправе осуществлять. Полученные от предпринимательской деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений доходы не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом.

Но вместе с тем политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять благотворительную деятельность. Особенности правового статуса политических партий проявляются и в специальной процедуре государственной регистрации политических партий и ее региональных отделений, установленной Федеральным законом «О политических партиях» с учетом общих норм Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация политических партий заключается в определенной очередности, этапности такой регистрации, проводимой государственными регистрирующими органами в разрешительном порядке в отличие от других общественных объединений. В этом отношении, с нашей точки зрения, не обоснована позиция, которая считает порядок создания политических партий как общественных объединений явочным [1, с.205].

Существуют и прямо предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях» (ст. 9) запрещения на создание и деятельность политических партий.

Так, запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Закон запрещает деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях.

Закон запрещает деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. На практике длительность и сложность процедуры создания и регистрации политической партии оправдан тем, что создается новый субъект права, от деятельности которого впоследствии будет зависеть формирование и деятельность федеральных и региональных органов государственной власти и местных органов самоуправления, адекватность принимаемых государственных решений воле избирателей. Имеет свои особенности и порядок ликвидации политической партии и ее регионального отделения.

Новая редакция ч. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что ликвидация партии происходит по решению суда, если при создании партии допущены грубые нарушения закона (когда эти нарушения носят неустранимый характер), либо ею осуществляется та или иная деятельность без надлежащего разрешения (лицензии), запрещенная законом, с нарушением Конституции Российской Федерации либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона и иных правовых актов; а также при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, и в иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом (эта общая норма применима и к политическим партиям).

Особенностью ликвидации политических партий является и специальная подсудность споров о ликвидации судам общей юрисдикции определенного уровня. Так, п. 2 ст. 25 Федерального закона

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

предоставляет право регистрирующему органу обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц, не оговаривая при этом подсудности такого вида споров по гражданским делам.

П. 3 ст. 42 Федерального закона «О политических партиях» определяет особые основания для ликвидации региональных отделений политических партий, также не определяя подсудности по такого рода гражданским спорам.

Следует иметь в виду, что ст. 15 Федерального закона «О политических партиях» предусматривает, что региональные отделения политических партий осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Вместе с тем п. 4 ст.42 Федерального закона «О политических партиях» предусматривает, что заявление федерального уполномоченного органа или соответствующего территориального органа о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии вносится в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа.

Следует также учесть, что пп. 3 п. 1 ст. 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) предусматривает рассмотрение дел о ликвидации региональных отделений политических партий в качестве суда первой инстанции Верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения независимо от оснований ликвидации регионального отделения, а рассмотрение любых споров о ликвидации региональных отделений политических партий по первой инстанции должны проводиться указанными в этой статье ГПК РФ судами. Из этого следует, что ст. 42 Федерального закона «О политических партиях» и ст.

26 ГПК РФ прямо и однозначно устанавливает исключительную подсудность споров о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии без каких-либо исключений и оговорок, безотносительно к основаниям, по которым заявляется ликвидация регионального отделения политической партии.

26 ГПК РФ прямо и однозначно устанавливает исключительную подсудность споров о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии без каких-либо исключений и оговорок, безотносительно к основаниям, по которым заявляется ликвидация регионального отделения политической партии.

Особенности гражданской правосубъектности политической партии проявляются и в отношении ее наименования. Помимо общих требований к наименованию юридического лица, установленных ст.

54 ГК РФ, существуют дополнительные ограничения для наименования политических партий. Исключительная важность наименования для политических партий заключается не только в формальном соответствии требованиям ст. 54 ГК РФ и ст. 6 ФЗ «О политических партиях», но и в том, что смысловое содержание наименования во многом определяет и общественно-политическую направленность деятельности политической партии.

В связи с этим в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 № 18-П отмечается, что

«особое внимание законодателя к наименованию партии, в котором, по общему правилу, отражаются ее идеологические установки и программные цели, объясняется тем, что граждане, в том числе потенциальные члены партии и избиратели, в первую очередь по нему судят об основных политических целях партии»

.

Более того, закон прямо запрещает использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства, и не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия самостоятельно выступает в гражданском обороте как собственник своего имущества, в том числе имущества региональных отделений партии.

Политическая партия может иметь права собственности на движимое и недвижимое имущество, соответственно распоряжаться им как собственник и выступать в гражданском обороте как самостоятельный субъект гражданских правоотношений. В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной законом и уставом политической партии.

Имущество политической партии может использоваться только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии. Иными словами, политическая партия как субъект гражданских правоотношений и юридическое лицо наделяется специальной правоспособностью.

К деятельности политической партии не применим, по нашему мнению, подход, в соответствии с которым в собственности политической партии не может находиться имущество, целевое использование которого не соответствует уставной деятельности политической партии.

Закон не содержит таких ограничений и практическая деятельность партий достаточно обширна, чтобы можно было установить такое имущество. Политическая партия с точки зрения внутренней структуры и соответственно структуры внутренних имущественных отношений согласно положениям ФЗ «О политических партиях» (ст.28-31) представляет сложный имущественный комплекс со сложной правосубъектностью.

Закон предусматривает, что собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный баланс или смету.

Политическая партия в целом является юридическим лицом и выступает в гражданском обороте как самостоятельный субъект. И в то же время каждое из зарегистрированных региональных отделений политической партии также является юридическим лицом, самостоятельным участником гражданского оборота, действующим на основании единого партийного устава и владеющим имуществом партии на правах оперативного управления.

Региональные отделения отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом. При недостаточности указанного имущества субсидиарную ответственность по обязательствам регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии несет политическая партия. Законом также установлен перечень источников формирования денежных средств политической партии (пожертвований).

Особенности правового регулирования деятельности политических партий тесно связаны и с законодательством о выборах и избирательных правах граждан. В этом отношении правовая конструкция статуса политической партии и ее региональных отделений требует более детальной научной оценки. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . ЛИТЕРАТУРА 1. Федеральный закон от 11 июля 2001 г.

№ 95-ФЗ «О политических партиях». 2. Федеральный закон №129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

3.

Гражданское право. Т.1 /Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: 2004 4.

Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» / Под ред. В.В. Лапаевой. М.: 2002.

Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в России.

Конституционно-правовой статус политических партий.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ч.

3 ст. 13 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения.

Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст.13). Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности.

Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч.

2 ст. 8). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.

9). Государство гарантирует также единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Политические партии — это общественные объединения, целью которого является участие в политической жизни и в осуществлении государственной власти.

^ В современном обществе партии — важный компонент политической системы, оказывающий большое влияние на формирование политической волн граждан, на избирательный процесс и, как следствие, на формирование и деятельность органов государственной власти. Конституционной основой правового статуса политических партий в Российской Федерации служат несколько статей действующей Конституции РФ.

Конституционной основой правового статуса политических партий в Российской Федерации служат несколько статей действующей Конституции РФ. В качестве одной из основ конституционною строя в Конституции закреплена многопартийность (статья 13, часть 2), что носит исторически принципиальный характер, поскольку вплоть до 1990 г. в стране была однопартийная система.

^ Многопартийность означает не только возможность существования ряда политических партий с различными программами, но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий. Согласно статье 30 Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии, согласно той же статье, добровольно, и никто не может быть принужден к вступлению в партию или лишен возможности выхода из нее.

Свобода вступления в партию ограничена законом в отношении некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих).

Наряду со свободой создания и деятельности партий, их равенством, государственной поддержкой, правовой статус партий включает их обязанности перед обществом и государством, финансовую прозрачность, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку.

^ Конституция запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5). Действующим законодательством не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах государственной власти (кроме представительных), в государственных учреждениях и на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и в правоохранительных органах.

Создаваемая политическая партия, чтобы получить статус таковой, должна зарегистрировать требуемым образом принятый устав, определяющий ее наименование, структуру, членство, руководящие органы, источники финансовых средств, порядок прекращения деятельности. Политическая партия должна иметь свою программу, из которой общество узнает идеологию партии, ее цели и пути их достижения.

Партия имеет право участвовать в избирательном процессе, распространять информацию о своей деятельности, учреждать свои средства массовой информации, проводить митинги и демонстрации, устанавливать и поддерживать международные связи, создавать отделения на местах.

Для проведения избирательной кампании партии получают финансовую помощь от государства. В остальном их денежные средства складываются из членских взносов, поступлений от издательской и иной деятельности, соответствующей уставным целям, а также из добровольных пожертвований, которые, однако, не могут исходить от государственных организаций и предприятий (в том числе и частных с участием государства), от благотворительных и религиозных организаций, иностранных государств, граждан и юридических, других политических партий.

Не допускаются анонимные пожертвования. ^ Запрет политических партий (а также приостановление ее деятельности на срок до шести месяцев) по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 13 Конституции, отнесен к компетенции судов общей юрисдикции. ^ Политические права и свободы – это права и свободы, которые призваны обеспечивать гражданину возможность участвовать в управлении обществом и государством.

Относятся: Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (п.1, ст.30); Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст.31); Право участвовать в управлении делами государства (п.1, ст.32) Право избирать и быть избранным в органы гос-власти и омс, участвовать в референдуме (п.2,ст.32) Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33) Право участвовать в определении правосудия (п.5, ст.32) ^ Идеологическое многообразие включает в себя: 1) свободу идей и убеждений граждан; 2) политический плюрализм и свободу политических организаций; 3) религиозную свободу.

Свобода идей и взглядов граждан РФ выражается во всеобщем праве самостоятельно определять свое мировоззрение и недопустимости устанавливать какие-либо ограничения в зависимости от этих идей и взглядов. ^ Политическое многообразие (плюрализм) – наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности в государстве, выраженное в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и т. п. в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т.

д. В настоящее время совокупность политических партий России представлена значительным числом политических партий и политических объединений, преследующих различные цели.

^ Политическое многообразие предполагает свободу граждан в выборе формы участия в политической жизни страны. Все граждане РФ вправе: 1) создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями; 2) вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии; 3) участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами; 4) беспрепятственно выходить из политических партий.

Стр 14 из 38 Соседние файлы в предмете

  1. 02.06.201510.74 Mб
  2. 26.03.20161.1 Mб
  3. 26.03.20162.26 Mб
  4. 02.06.20155.95 Mб
  5. 02.06.20151.36 Mб
  6. 02.06.2015174.57 Кб
  7. 02.06.2015213.15 Кб
  8. 02.06.201537.38 Кб
  9. 02.06.20155.61 Mб
  10. 26.03.2016461.31 Кб
  11. 02.06.2015594.94 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Конституционно–правовой статус политических партий в РФ.

Стр 4 из 20 Одной из важнейших задач на современном этапе развития России выступает оформление правовых связей между государственными и общественными институтами. Ключевым инструментом в указанной сфере являются политические партии, которые призваны претворять потребности граждан в дальнейшие действия органов государственной власти.

В основах конституционного строя Российской Федерации (ст. 3, 6, 13 Конституции РФ) провозглашается право граждан на участие в осуществлении государственной власти, в том числе посредством объединения в политические партии на основе общих интересов. Занимая центральное место в системе негосударственных организаций, политические партии как бы соединяют, связывают гражданское общество и государство, способствуют нейтрализации конфликтов между ними.

Политическая партия – это общественное некоммерческое объединение граждан РФ, образованное ими в процессе реализации индивидуальных прав каждого на объединение на основе общих взглядов и идей, имеющее целью совместную их реализацию в процессе достижения государственной власти. Отличительные признаки партий: 1) партия – это объединение совершеннолетних граждан, в то время как в общественные объединения могут входить и не граждане, и несовершеннолетние; 2) цель объединения в партии – достижение или влияние на государственную и политическую власть; 3) партия основывается именно на политических, а не на иных общественных совместных интересах.
Отличительные признаки партий: 1) партия – это объединение совершеннолетних граждан, в то время как в общественные объединения могут входить и не граждане, и несовершеннолетние; 2) цель объединения в партии – достижение или влияние на государственную и политическую власть; 3) партия основывается именно на политических, а не на иных общественных совместных интересах.

Правой статус и порядок деятельности определен Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», который определил понятие, порядок образования, деятельности, реорганизации партий и их виды.

Ранеев отечественном законодательстве использовался термин «политическое общественное объединение». Поэтому закрепление в ст.3 закона понятия «политическая партия» создает юридическую основу для функционирования нового субъекта правоотношений. Сформулированное в законе определение политической партии основано на перечислении целей деятельности:

«участие граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»

(ст.3 Федерального закона «О политических партиях»).

Однако думается, что законодатель немного лукавит при определении понятия партии, не указывая главной цели политической партии – это овладение публичной властью или возможность влияния на нее.

По крайней мере, следовало бы прямо это указать в законе. Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на выборах в законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в работе этих органов.
Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на выборах в законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в работе этих органов.

Таким образом, основной задачей политических партий является участие в формировании и осуществлении государственной власти. Требования, которым должна отвечать политическая партия: – наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; – членство не менее пятидесяти тысяч человек, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии; – руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Конституционный Суд в постановлении от 1 февраля 2005 г. признал конституционным правомочность законодателя устанавливать количественные критерии создания партии исходя из необходимости наличия у нее значительной поддержки в обществе в целях формирования и выражения политической воли народа.

В постановлении от 16 июля 2007 г.

Суд подтвердил свою позицию, признав также не противоречащими Конституции РФ положения закона, регулирующие условия и порядок государственной регистрации регионального отделения политической партии, и последствия изменения статуса политической партии, не отвечающей требованиям, предъявляемым к политической партии. Законодатель определяет основные принципы деятельности политических партий, среди которых принципы добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

Способы создания политической партии. Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц.

Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения. Партии создаются в заявительно-регистрационном порядке, приобретая при этом статус юридического лица с момента государственной регистрации.

Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений: — о создании политической партии, — об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, — о принятии устава политической партии и ее программы; — о формировании руководящих и контрольно-ревизион­ных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии. Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в составе не менее 10 человек.

Организационный комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию политических партий, о намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Вместе с уведомлением в указанный орган направляются: а) сведения не менее чем о десяти членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны); б) протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности. Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему документа, подтверждающего представление документов, публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в федеральный регистрирующий орган соответствующих документов.

После проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет прекращает свою деятельность.

Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Документом, подтверждающим государственную регистрацию политической партии или ее региональ­ного отделения, является свидетельство о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если: а) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам; б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям Федерального закона; в) не представлены документы, необходимые для государственной регистрации политической партии в соответствии с законом; г) федеральным регистрирующим органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям закона; д) нарушены установленные сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии. Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд.

Заявление политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи заявления. Среди субъектов политических партий необходимо различать учредителей (инициаторов создания партии); членов (физических лиц, деятельность которых в партии связана с индивидуальным заявлением); участников (лиц, участвующих в деятельности партии без обязательного документального оформления); должностных лиц (руководителей и представителей партии в отношениях с обществом и государством).

Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.

Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии. Избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в четыре года, а региональных отделений – не реже одного раза в два года.

Законом закрепляется перечень прав политических партий, среди них права: а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных Федеральным законом и иными законами; в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации; г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации; д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия; е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых; ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации; з) создавать объединения и союзы. Политические партии, победившие на парламентских региональных выборах, участвуют в процедуре назначения главы субъекта РФ.

Политическая партия обязана: а) соблюдать в своей деятельности Конституцию РФ и законодательство, а также устав политической партии; б) ежегодно представлять в регистрирующие органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа; копии представляемых в налоговые органы Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов ее региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица; в) допускать представителей регистрирующих органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями; г) извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии.

Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии – по месту постоянного или преимущественного проживания.

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа – съезда либо по решению Верховного Суда РФ. Заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд РФ федеральным регистрирующим органом. Итак, политические партии являются ключевым и наиболее заметным видом общественных объединений; всегда преследуют цель достижения государственной власти и оказания на нее влияния; в состав партий могут входить только совершеннолетние граждане; законодательство содержит усложненные условия создания и деятельности партий, что должно привести к их сокращению.

Вместе с тем законодательство о политических партиях нуждается в дальнейшем совершенствовании, а их статус – в научном осмыслении. 4 Рекомендуемые страницы:Читайте также: Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 2436; lektsia.com 2007 — 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!

(0.009 с.) |

4. Институционализация политических партий и их конституционно-правовой статус

взаимоотношений с публичной властью, прежде всего участия в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления. В условиях коммунистических однопартийных систем и соответственно авторитарных и тоталитарных политических режимов правящие круги, всячески подчеркивая ведущую роль единственной государственной партии в обществе, часто избегают регламентировать ее статус.

Выражено или молчаливо они исходят из того, что партия выше всякого закона, а следовательно, никаких законодательных границ ее власти устанавливать не следует. В недавнем прошлом так было и у нас. Почти все принятые после Второй мировой войны демократические конституции содержат в том или ином объеме положения о политических партиях.

Конституционные принципы получают свою конкретизацию и развитие в текущем законодательстве – специальных актах о политических партиях (например, в Германии), в избирательных законах (например, в Мексике) и др.

Такое законодательство развивается и в тех странах, где конституционализация политических партий места не имеет. Иногда законы регулируют лишь какую-то одну сторону статуса партий, например их финансирование, как это сделано, в частности, в соответствующих законах Швеции 1965 года, Финляндии 1969 года, США 1974 года.

В ряде стран Восточной Европы акты, регулирующие статус политических партий, были приняты вскоре после падения социалистической власти. В Румынии, например, Декрет Совета Фронта национального спасения о порядке регистрации и деятельности политических партий и общественных организаций от 31 декабря 1989 г. был издан уже через неделю после свержения коммунистического режима и взятия Фронтом власти.

Обратимся к конкретным примерам конституционно-правового регулирования статуса политических партий. В Конституции Японии о политических партиях специально не говорится; в части первой ст.

21 установлено лишь: «Гарантируется свобода собраний и объединений.».

А вот Основной закон для ФРГ в ст. 9 особо говорит об объединениях (союзах и обществах) и в ст. 21 о политических партиях. Согласно ч.

1 ст. 21 «партии участвуют в формировании политической воли народа. Они основываются свободно. Их внутренний строй должен соответствовать демократическим принципам.

Они должны публично давать отчет о происхождении и использовании своих средств, а также о своем имуществе».

В этих положениях просматривается стремление избежать повторения недавнего прошлого, когда гитлеровцы, опираясь на поддержку определенных групп крупного капитала, создали массовую партию, основанную на беспрекословном подчинении вождю (фюреру), и установили с ее помощью террористическую диктатуру.

Этим же продиктовано и содержание ч. 2 данной статьи Основного закона: «Партии, которые по своим целям или по поведению своих сторонников стремятся нанести ущерб основам свободного демократического строя или устранить его или поставить под угрозу существование Федеративной Республики Германии, противоконституционны.

Вопрос о противоконституционности решается Федеральным конституционным судом».

Заслуживают внимания в данной связи положения ст. 11 болгарской Конституции, которая гласит: «1. Политическая жизнь в Республике Болгарииосновывается на принципе политического плюрализма.

2. Ни одна политическая партия или идеология не может объявляться или утверждаться в качестве государственной. 3. Партии содействуют формированию и выражению политической воли граждан.

Порядок образования и прекращения политических партий, а также условия их деятельности регулируются законом.

4. Не могут образовываться политические партии на этнической, расовой или вероисповедной основе, а также партии, которые ставят своей целью насильственный захват государственной власти». Очевидна обусловленность ч. 4 цитированной статьи важной для Болгарии проблемой турецко-мусульманского меньшинства. Несмотря на указанное запрещение, это меньшинство создало свою партию-Движение за права и свободы, которое в болгарском парламенте имеет определенный вес.

Формально, однако, эта партия, как видно из ее названия, строится не на этнической и не на вероисповедной основе, поскольку защита прав и свобод представляет общенациональный, а не этнический и не вероисповедный интерес. Попытка оспорить в Конституционном суде правомерность существования этой партии успеха не имела. В некоторых восточноевропейских странах (например, в Болгарии, Хорватии) законодательство о политических партиях предписывает создавать партийные структуры только по территориальному принципу, фактически запрещая тем самым создание их по производственному принципу, то есть по месту работы.

В условиях коммунистических тоталитарных режимов именно производственный принцип, по которому создавались первичные партийные организации, обеспечивал беспрекословное повиновение партийных масс руководителям: предприятия, учреждения и т.п. возглавлялись директорами, состоявшими в номенклатуре партийных комитетов, и всякое недолжное, с их точки зрения, поведение члена партии грозило ему не только партийными, но и административными наказаниями вплоть до увольнения с работы. В западных же странах такой проблемы не было, соответственно нет обычно и препятствий для создания партийных организаций по производственному принципу.

Германский Закон о политических партиях 1967 года в числе прочего подробно определяет организацию партий, стремясь обеспечить ее максимальную демократичность.

Законодательство зачастую определяет порядок использования политическими партиями средств массовой информации, прежде всего электронных – радио и телевидения, причем приоритет отдается ведущим партиям (Великобритания, Германия, Франция, Индия). Стр 95 из 246 » Соседние файлы в предмете

  1. 23.07.20171.56 Mб
  2. 23.07.20172.48 Mб
  3. 23.07.20174.8 Mб
  4. 23.07.2017670.21 Кб
  5. 23.07.2017265.62 Кб
  6. 23.07.201788.93 Кб
  7. 23.07.2017157.15 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Вопрос 23. Конституционно-правовые основы статуса политических партий в Российской Федерации.

Федеральный закон «О политических партиях».

Политическая партия – этообщественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В РФ не могут создаваться межрегиональные, региональные и местные политические партии.

Политические партии могут быть только федеральными организациями, осуществляющими свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Признаки политической партии: • Это общественное объединение • создано для участия граждан в политической жизни общества (а не государства) • формирует и выражает политическую волю граждан • участвует в общественных и политических акциях • участвует в выборах и референдумах • представляет интересы граждан (петиции, обращения, законодательная инициатива на уровне субъекта) Требования к созданию Политических партий: 1.

региональные отделения в более чем 1/2 субъектов => партии — только общефедеральные 2. численность не менее 500 человек 3.

все подразделения на территории РФ 4. не экстремистская деятельность.

Деятельность ПП основывается на принципах: добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

Цели политической партии: 1.формирование общественного мнения, 2.политическое образование и воспитание граждан, 3.выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, 4.доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, 5.выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов ГД РФ, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии или специальности. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только на основе территориального принципа.

Не допускается создание структурных подразделений политических партий и любая деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах местного самоуправления, в Вооружённых Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях. Политическая партия создается свободно, без разрешения ОГВ или должностных лиц. Может быть создана на учредительном съезде политической партии с момента решения съезда о создании политической партии, ее региональных отделений, о принятии устава и программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов.

Документы для регистрации политической партии подаются в течение 6 месяцев со дня принятия решения о создании политической партии учредительным съездом.

Со дня получения документа о государственной регистрации — 15 дней на представление основных положений своей программы в «Российскую газету».

Ликвидация политической партии: Производится решением съезда партии или принудительно Верховным Судом. Партия ликвидируется, если не участвует в выборах в течение 7 лет или нарушает требования по ее созданию.

Однако партия не только участвует в выборах, у нее есть и другие задачи, но законодательство предусматривает ее ликвидацию именно за неучастие.

Права и обязанности политических партий: В целом, они сходны с правами и обязанностями общественных объединений, однако есть исключения.