Где отбывает наказание в виде исправительных работ

Где отбывает наказание в виде исправительных работ

Комментарий к Ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ


1. Исправительные работы заключаются в принудительном привлечении к труду осужденного, не имеющего основного места работы, на срок от двух месяцев до двух лет с удержанием в доход государства части его заработка в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% (ч. 1 и 2 ст. 50 УК РФ). 2. Несовершеннолетним исправительные работы могут быть назначены на срок до одного года (ч.

4 ст. 88 УК РФ). 3. Исправительные работы по общему правилу назначаются судом первой инстанции либо в порядке изменения приговора определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в кассационном или надзорном порядке.

4. Исправительные работы также могут быть назначены: — как замена неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст.

80 УК РФ); — как более мягкое наказание, чем предусмотрено законом за данное преступление (ст. 64 УК РФ); — в порядке помилования (ст.

85 УК РФ). 5. Исправительные работы широко применяются в современной судебной практике.

Это объясняется сочетанием гуманности этого вида наказания (осужденный не лишен свободы, он не оторван от семьи, имеет возможность в основном сохранить привычный для него образ жизни и др.) с реальными, вполне ощутимыми карательными элементами (удержание из заработной платы, ограничение продолжительности очередного отпуска 18 днями, запрет на увольнение без разрешения УИИ и др.).

Это объясняется сочетанием гуманности этого вида наказания (осужденный не лишен свободы, он не оторван от семьи, имеет возможность в основном сохранить привычный для него образ жизни и др.) с реальными, вполне ощутимыми карательными элементами (удержание из заработной платы, ограничение продолжительности очередного отпуска 18 днями, запрет на увольнение без разрешения УИИ и др.).

6. Обращение к исполнению приговора, определения или постановления о наказании в виде исправительных работ возложено на суд, который обязан не позднее трех суток со дня вступления в силу приговора (других указанных актов) либо возвращения дела из кассационной инстанции направить две копии приговора в УИИ по месту жительства осужденного. В случаях изменения приговора кассационной инстанцией вместе с ними направляются две копии определения.

Если приговор не был обжалован либо вступил в законную силу, к копиям приговора прилагается справка о вступлении его в законную силу.

7. Осужденный может отбывать исправительные работы на предприятии, в учреждении, организации любой формы собственности, лишь бы это было основное место его работы. 8. Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 30 дней со дня поступления в УИИ распоряжения суда с копией приговора, определения или постановления.

9. Исполнение наказания в виде исправительных работ входит в компетенцию УИИ, являющейся структурным подразделением ФСИН России. Их функциональная нагрузка охватывает практически все аспекты исполнения этого наказания.

10. Уголовно-исполнительные инспекции: — ведут учет осужденных; — разъясняют порядок и условия отбывания наказания; — контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; — проводят с осужденными воспитательную работу; — контролируют поведение осужденных, при необходимости направляют их в органы службы занятости для трудоустройства; — принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; — проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; — готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно; — применяют меры поощрения и взыскания.

11. Реальное исполнение наказания в виде исправительных работ начинается с организационно-обеспечивающих мероприятий. Каждый осужденный ставится на учет, и на него заводится личное дело — своеобразный накопитель информации, относящейся ко всем сторонам исполнения и отбывания им наказания (таким образом, контролируются начало и окончание срока наказания, правильность удержаний из заработной платы, исполнение ограничений и обязанностей и др.).

12. Основная функция учета — контроль за осужденными — наиболее эффективно обеспечивается применением четырех его видов: 1) учет осужденных, отбывающих наказание без каких-либо существенных отклонений; 2) учет осужденных, не приступивших к работе в течение 30 дней со дня постановки их на учет, уволенных с прежнего места работы и не устроившихся на новую работу в этот же период времени, уклоняющихся от работы без уважительных причин, а также исчезнувших из поля зрения инспекции; 3) учет осужденных: а) оставивших работу или уволенных с нее до истечения 30 дней со дня постановки на учет или увольнения; б) не работающих в связи с болезнью, которую нельзя включить в срок отбывания наказания (например, следствие алкогольного или наркотического отравления, травма, полученная при совершении правонарушения); в) покинувших территорию, обслуживаемую инспекцией, где осужденный состоял на учете до получения инспекцией на новом месте его личного дела; г) находящихся под стражей в качестве меры пресечения по другому делу или отбывающих административное взыскание (арест, исправительные работы); д) находящихся на медицинском освидетельствовании на предмет определения трудоспособности или заболеваний, ее исключающих, инвалидов I и II групп, страдающих хронической душевной или иной тяжкой болезнью, освобожденных от наказания, лечащихся в стационаре от алкоголизма и наркомании; 4) учет осужденных, скрывшихся от отбывания наказания, материалы на которых переданы в уголовный розыск, после того как меры розыска, предпринятые УИИ, оказались безрезультатными. 13. Уголовно-исполнительная инспекция обеспечивает исполнение исправительных работ путем привлечения к этому процессу администрации организации, в которой работает осужденный.

Она информирует администрацию о том, что ее сотрудник осужден, о порядке и условиях отбывания им наказания и связанных с этим ее (администрации) обязанностях: — правильно и своевременно производить удержания из заработной платы осужденного и перечислять удержанные суммы в установленном порядке; — контролировать поведение осужденного на производстве и содействовать УИИ в проведении воспитательной работы с ним; — соблюдать условия отбывания наказания, предусмотренные УИК РФ (в том числе установленные правоограничения); — уведомлять инспекцию о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительно уведомлять о переводе осужденного на другую должность или увольнении его с работы.

14. Администрация (а точнее, ее ответственные представители) предупреждается, что неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. 15. Обеспечивая исполнение исправительных работ, УИИ и администрация организации должны тесно взаимодействовать. Это обязательное условие реализации всех задач и главной цели наказания — исправления осужденных.
Это обязательное условие реализации всех задач и главной цели наказания — исправления осужденных.

Общее и, в частности, правовое воспитание осужденных, хотя это прежде всего обязанность УИИ, может быть эффективным только с привлечением к этому процессу общественных организаций, трудового коллектива, индивидуальных воспитателей, шефов из числа наиболее авторитетных для осужденного лиц.

Процесс отбывания наказания

После приобретения приговором законной юридической силы копию постановления передают в УИИ.

Гражданин, которому было назначено наказание, должен встать на учёт в уголовно-исполнительную инспекцию, после чего на него заводиться личное дело. Порядок отбывания наказания предусматривает следующие действия: Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города.

Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем. Телефон в Москве и Московской области: +7 (499) 653-79-33 Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 332-54-12 Бесплатная горячая линия по всей России: 88006003901

  1. После отбытия полного срока наказания в табеле ставиться соответствующая отметка.
  2. В крайний день установленного срока инспектор отправляет запрос в организацию, в которую был направлен осужденный о его трудоустройстве. С момента получения официального ответа будет зафиксировано начало отбытия наказания.
  3. Должностные лица организации ежемесячно отправляют в адрес УИИ табель гражданина, выполняющего работы исправительного характера. Документ должен содержать достоверные данные о фактически отработанном времени и суммах, удержанных в пользу государства.
  4. В первую очередь с явившимся гражданином проводят разъяснительную беседу. Осужденный получает информацию о своих правах и обязанностях, также ему поясняют все особенности и нюансы, имеющие непосредственное отношение к отбытию наказания.
  5. С момента получения направления осужденному даётся 5 дней для того, чтобы трудоустроиться в определённой организации.
  6. Гражданин получает направление в организацию, которую выбрал для него инспектор УИИ. Она должна входить в утверждённый список организаций, в которых предусмотрено прохождение подобного вида наказания.
  7. Осужденного гражданина по месту его основной приписки посещает сотрудник УИИ, который передаёт ему повестку с указанием назначенной даты и времени для явки в местное отделение уголовно-исполнительной инспекции. Время, отведённое для трудоустройства и привлечения к исправительной трудовой деятельности не должно превышать 30 суток с момента получения официальной копии приговора.

Если организация не трудоустроила направленного осужденного, её руководитель будет привлечён к административной ответственности.

Если во время прохождения наказания, финансовое состояние гражданина существенно ухудшилось по причинам:

  1. другие обстоятельства;
  2. на иждивении есть несовершеннолетние подростки;
  3. наложение обязательств по выплате алиментов;
  4. потеря или причинение существенного ущерба материальному имуществу лица, отбывающего наказание;
  5. резкое ухудшение здоровья;

осужденный может подать ходатайство о пересмотре объёма удержания денежных средств, установленного приговором суда.

Законы Российской Федерации по УИК РФ

  1. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  2. «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»
  3. «О внесении изменения в статью 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

Принудительные работы по УК

Согласно принудительные работы — это альтернатива лишению свободы. Назначать их на срок более пяти лет нельзя, но в порядке замены наказания по – можно и больше пяти лет. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Из заработной платы осужденного удерживается в доход государства от пяти до двадцати процентов.Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, инвалидам 1 и 2 группы, беременным женщинам, женщинам с детьми до 3-х, женщинам старше 50-и лет и мужчинам старше 60-и лет, а также военнослужащим.

Комментарий к СТ 46 УИК РФ

.

Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания Комментарий к статье 46 УИК РФ: 1. Комментируемая статья содержит перечень нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ, меры ответственности осужденного, понятие злостно уклоняющегося от отбывания наказания и скрывшегося с места жительства. Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ в соответствии с ч.

1 ст. 46 УИК РФ являются: — неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; — неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; — прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. 2. В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция после вызова осужденного или посещения его непосредственно по месту жительства в процессе проведения повторной беседы отбирает у него объяснение о причинах допущенного нарушения.

При отсутствии уважительных причин инспекция выносит осужденному предупреждение в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, при необходимости обязывает осужденного до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации. В этом случае выносится постановление, которое объявляется осужденному под роспись, и заполняется регистрационный лист.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ УИИ может направить в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания, предусмотренным ч. 4 ст. 50 УК РФ, а именно ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.
4 ст. 50 УК РФ, а именно ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Данная норма предусмотрена ч. 5 ст. 46 УИК РФ, однако она не учитывает изменений, внесенных в УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.

N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в » (в ред. Федеральных законов от 11 марта 2004 г. N 12-ФЗ, от 5 января 2006 г. N 11-ФЗ), который ст.

50 УК РФ изложил в новой редакции, и ответственность за злостное уклонение осужденного от отбывания исправительных работ в настоящее время предусмотрена ч.

4, а не ч. 3, на которую делается ссылка в ч. 5 ст. 46 УИК РФ. ——————————— СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848. Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в ч.

1 ст. 46 УИК РФ нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно. 4. Согласно п. 151 Инструкции при содействии подразделения розыска территориального органа ФСИН России, осуществляя первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденного, инспекция: — проводит опрос родственников, соседей и других граждан, которым могут быть известны сведения о вероятном местонахождении осужденного либо иные данные, которые могут способствовать его розыску; — устанавливает через организацию, где работал осужденный, сведения о его возможном местонахождении, а также через адресно-справочное бюро, по домовой книге, адресно-справочной картотеке органа внутренних дел, сведения о его снятии с регистрационного учета в военном комиссариате по месту жительства; — осуществляет проверку по учетам органов внутренних дел с целью выявления скрывшегося среди задержанных, арестованных, подсудимых и ранее числившихся в розыске, а также по учетам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев; — направляет запросы в органы внутренних дел других регионов для установления разыскиваемого по месту жительства его родственников и знакомых.

Материалы, полученные в ходе первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного, концентрируются в отдельной папке при его личном деле. 5. Если по истечении 30 дней первоначальных розыскных мероприятий местонахождение осужденного к исправительным работам не установлено, инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ более строгим видом наказания.

Одновременно с представлением в суд направляются копия приговора (определения, постановления) и материалы первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного. В представлении указываются конкретные факты уклонения осужденного от отбывания наказания: в течение какого времени он не являлся на работу со дня получения предписания и по вызову в инспекцию или на регистрацию без уважительных причин, количество прогулов, появлений на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, какие меры воздействия принимались к нему по месту работы, жительства и со стороны инспекции, как он на них реагировал, а также наличие взысканий и приводов.

К представлению прилагаются характеристики с места работы осужденного, информация участкового уполномоченного милиции, объяснения осужденного и другие документы. В отношении осужденного, местонахождение которого неизвестно, в представлении указываются результаты первоначальных розыскных мероприятий и, в случае их наличия, сведения о том, что он скрылся с целью уклонения от отбывания исправительных работ (п. 111 Инструкции). Согласно п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г.

N 2

«О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»

при решении вопроса о том, является ли злостным уклонение от отбывания исправительных работ, судам необходимо проверять обоснованность применения к осужденному уголовно-исполнительной инспекцией предупреждений, указанных в ч. 2 ст. 46 УИК РФ, выяснять причины повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания после объявления осужденному предупреждения в письменном виде, а также другие обстоятельства, свидетельствующие о нежелании осужденного работать (появление на работе в нетрезвом состоянии, прогулы, увольнение с работы, уклонение от обязанности сообщить об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней, невыход более двух раз в течение месяца на обязательные работы без уважительных причин и т.п.). В соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ в случае злостного уклонения лица от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытый срок исправительных работ лишением свободы (соответственно, из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ) на срок и менее двух месяцев .

——————————— РГ. 2007. 24 янв. В соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 397 УПК РФ вопрос о замене исправительных работ на основании ст.

50 УК РФ входит в перечень вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание (п.

5 ч. 1 ст. 399 УПК РФ), а в соответствии с — отнесен к ведению суда, постановившего приговор.

Если же приговор приводится в исполнение в месте, на которое не распространяется юрисдикция суда, постановившего приговор, то отмеченные вопросы разрешаются судом того же уровня, а при его отсутствии в месте исполнения приговора — вышестоящим судом. В этом случае копия постановления суда по месту исполнения приговора направляется в суд, постановивший приговор (ч.
В этом случае копия постановления суда по месту исполнения приговора направляется в суд, постановивший приговор (ч.

2 ст. 396 УПК РФ). Скрывшийся с места жительства осужденный объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, который при необходимости продлевается судом до 30 суток. Вопрос о заключении под стражу осужденного, скрывшегося с целью уклонения от отбывания исправительных работ, рассматривается судом по представлению органа внутренних дел по месту задержания осужденного.

Кому и на какой срок назначаются?


Исправительные работы назначаются в виде наказания по ст.

50 УК РФ как лицам, имеющим постоянную занятость, так и безработным. Срок таких работ не может быть менее 2 месяцев и более 2 лет, при этом из зарплаты осужденного удерживают суммы в пользу государства, размер которых устанавливается приговором суда, в пределах от 5% до 20%. Порядок отбывания наказания определен ст.ст.

39-46 УИК РФ и Приказом Минюста России от 20.05.2009 N 142. Исправительные работы не назначаются инвалидам 1 группы, беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до 3 лет, призывникам и контрактникам на воинских должностях рядового и сержантского состава, если приговор им вынесен до окончания срока службы по призыву (ст.

49, 50 УК РФ).

Комментарий к СТ 39 УИК РФ

.

Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ Комментарий к статье 39 УИК РФ: 1. В соответствии со исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, для отбывания в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. устанавливает, что исправительные работы применяются только в качестве основного наказания.

Исправительные работы осужденному могут быть назначены, во-первых, по приговору суда первой инстанции, во-вторых, в порядке изменения приговора первой инстанции определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном или надзорном порядке и, в-третьих, в следующих случаях взамен: штрафа, назначенного в качестве основного наказания, за злостное уклонение от его уплаты (ч.

Исправительные работы осужденному могут быть назначены, во-первых, по приговору суда первой инстанции, во-вторых, в порядке изменения приговора первой инстанции определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном или надзорном порядке и, в-третьих, в следующих случаях взамен: штрафа, назначенного в качестве основного наказания, за злостное уклонение от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ); неотбытой части ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы на определенный срок как на более мягкий вид наказания (ст.

80 УК РФ); оставшейся части наказания при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей по достижении ребенком 14-летнего возраста как на более мягкий вид наказания (ч.

3 ст. 82 УК РФ). Кроме того, исправительные работы осужденному могут быть назначены также в порядке амнистии или помилования. 2. Исправительные работы по действующему уголовному законодательству — это привлечение осужденного к труду с вычетом из его заработка определенной части в доход государства. Размер удержаний из заработка осужденного к исправительным работам регламентирует ч.

3 ст. 50 УК РФ, он составляет от 5 до 20%. Удержания в доход государства осуществляются ежемесячно в соответствии с приговором суда сроком от двух месяцев до двух лет.

В УК РФ не содержится четко сформулированных оснований определения того или иного процента удержаний.

Суд должен руководствоваться ч. 3 ст. 60 УК РФ, т.е.

«учитывать характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи»

. Несовершеннолетним исправительные работы назначаются в соответствии с ч.

4 ст. 88 УК РФ, которая устанавливает максимально возможный срок данного вида наказания — до одного года, причем при назначении наказания данной категории осужденных, кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК РФ, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

Анализируемый вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным гражданам, поскольку предполагает обязательную трудовую деятельность осужденного.

Не может быть он назначен и военнослужащим, так как в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ вместо исправительных работ им назначается наказание в виде ограничения по военной службе. Кроме того, новая редакция ст.

50 УК РФ установила круг лиц, к которым исправительные работы не могут применяться. В соответствии с ч. 5 ст. 50 УК РФ исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. 3. Исполнение приговора суда, в соответствии с которым лицо обязано отбывать наказание в виде исправительных работ, возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию , являющуюся структурным подразделением Федеральной службы исполнения наказаний.

Функции УИИ по исполнению данного вида наказания подробно регламентированы Инструкцией о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (далее — Инструкция) . ——————————— См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729

«Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности»

(в редакции Постановления Правительства РФ от 20 февраля 1999 г.

N 199) // СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947. См.: Приказ Минюста России от 12 апреля 2005 г.

N 38

«Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества»

(в редакции Приказов Минюста России от 17 августа 2005 г.

N 134, от 13 января 2006 г. N 1) // РГ.

2005. N 97. Обращение к исполнению приговора, определения или постановления возложено на суд. В соответствии с ч. 4 ст. 390 УПК РФ приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции. В рамках данной нормы суд направляет распоряжение об исполнении наказания в виде исправительных работ и копию приговора в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного, которая не позднее 30 дней после получения распоряжения и копии приговора должна направить осужденного для отбывания наказания.

В случае изменения приговора апелляционной, кассационной или надзорной инстанцией помимо приговора направляется соответствующее определение, при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания — копия определения суда, при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания в порядке помилования — соответствующий акт о помиловании.

Если приговор был обжалован, но оставлен в силе либо не обжаловался, то с копией приговора направляется справка о вступлении последнего в законную силу. После поступления в УИИ копии приговора (определения, постановления) суда и приложений к ней они в этот же день регистрируются в журнале входящих документов инспекции и журнале учета осужденных, а затем в адрес суда направляется извещение о принятии приговора к исполнению. На каждого осужденного заводится личное дело, заполняются контрольно-сроковая и сторожевая карточки.

Первая помещается в картотеку, а вторая направляется в паспортно-визовую службу ОВД. Далее осужденному направляется письменное уведомление о необходимости явки в инспекцию.

Персональный учет осужденных к наказанию в виде исправительных работ необходим для контроля за своевременным привлечением осужденных к труду, правильностью производимых из заработной платы удержаний, а также своевременным снятием осужденного с учета при наступлении оснований, предусмотренных действующим законодательством, что в конечном счете способствует правильному исполнению исправительных работ. 4. В соответствии с ч. 3 ст. 39 УИК РФ в целях осуществления контроля за поведением осужденных к исправительным работам уголовно-исполнительные инспекции проводят следующие мероприятия: — ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; — проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников милиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; — обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; — принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно. Для эффективного исполнения рассматриваемого вида наказания осужденные состоят на одном из следующих видов учета.

Осужденные, привлеченные к труду, из заработка которых производятся удержания в доход государства, состоят на оперативном учете.

На предварительном учете состоят осужденные, не приступившие к работе по истечении 30 дней со дня постановки на учет; уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не поступившие на новую работу по истечении 30 дней со дня увольнения; не работающие без уважительных причин, в том числе в связи с болезнью, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним. На контрольном учете состоят осужденные, не приступившие к работе до истечения 30 дней со дня постановки на учет; не работающие по уважительным причинам (болезнь, отпуск и т.д.); уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не приступившие к новой работе до истечения 30 дней со дня увольнения; выбывшие за пределы территории, обслуживаемой инспекцией, в отношении которых не поступили подтверждения о получении личных дел; не работающие в связи с отбыванием административного взыскания в виде ареста, содержанием под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания исправительных работ; в отношении которых в суде решается вопрос об освобождении от дальнейшего отбывания исправительных работ в связи с тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, психическим расстройством, а также об отсрочке отбывания наказания в связи с беременностью; в отношении которых в суды направлены представления о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ; находящиеся на медицинском освидетельствовании для определения группы инвалидности, наличия психического расстройства или иной тяжкой болезни; в отношении которых проводятся первоначальные розыскные мероприятия.

Осужденные, объявленные в розыск службой криминальной милиции территориального органа внутренних дел, состоят на учете разыскиваемых. 5. Одной из основных обязанностей УИИ является своевременное направление осужденного на работу в места, определяемые органом местного самоуправления по согласованию с инспекцией, в районе места жительства осужденного. Уголовно-исполнительной инспекцией, во-первых, осуществляется вызов осужденного в УИИ, где в ходе беседы разъясняются ему под расписку порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, основания и порядок применения мер поощрения и взыскания; уточняются и проверяются анкетные данные; выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осужденного, а также иные вопросы, имеющие значение для осуществления эффективного контроля за его поведением, после чего выдается предписание для отбывания исправительных работ, во-вторых, направляется администрации организации, в которой будет работать осужденный, копия приговора (определения, постановления), извещение и бланк расчетных сведений.

В извещении администрации организации подробно разъясняются ее права и обязанности по исполнению приговора суда, условия отбывания исправительных работ, порядок производства удержаний из заработной платы осужденного, а также ответственность должностных лиц организации за злостное неисполнение приговора суда, предусмотренная ст.

315 УК РФ. Одной из важных функций уголовно-исполнительной инспекции являются проведение с осужденными к исправительным работам воспитательной работы при содействии администрации организаций, в которых они работают. Все воспитательные мероприятия осуществляются с учетом личности осужденного, совершенного им преступления, отношения его к труду, а также других значимых обстоятельств.

Возможные места работы осужденных

Как указывалось выше, трудоустроенные осужденные отбывают исправительные работы по месту своего трудоустройства.

То есть отбывание сводится для них к исполнению своих повседневных трудовых обязанностей с изъятиями, установленными законом, о которых речь пойдет ниже (удержание части зарплаты, сокращенная продолжительность ежегодного отпуска, невозможность уволиться самому без разрешения УИИ и так далее). При этом трудоустройство должно быть исключительно официальным.

  1. Если осужденный работает, но его занятость не оформлена в соответствии с требованиями трудового законодательства, он считается неработающим.
  2. Если привлекаемый к ответственности трудоустроился во время судебного процесса до вынесения приговора, ему следует предоставить в судебном заседании справку от работодателя об официальном трудоустройстве и ходатайствовать о ее приобщении к материалам дела. В этом случае местом отбывания наказания определяется место работы. Если этих сведений нет, даже при наличии официальной работы, суд не сможет этого сделать.

Что будет, если не ходить?

Примерно десятая часть всех осуждённых намеренно уклоняется от исправительных работ и зачастую скрывается от УИИ.

Нарушением считается:

  1. Игнорирование приговора, когда осуждённый вообще отказывается даже приступить к отбыванию наказания (более 5 дней после вынесения приговора).
  2. Неявка в инспекцию (1 прогул уже считается неявкой и расценивается контролирующими органами как грубое нарушение порядка отбывания).
  3. Появление на работе в нетрезвом состоянии или под наркотическим воздействием.

Если осуждённый допустил хотя бы одно из вышеперечисленных нарушений впервые, то ему отправляется письменное предупреждение.

Под подпись осуждённый официально предупреждается о том, что при вторичном нарушении исправительные работы ему могут заменить на другое, более жёсткое наказание. Инспектор заполняет специальный бланк, где указывает, какое нарушение порядка допустил осуждённый, и напоминание о возможной замене на иной вид наказания. Осуждённому ясно даётся понять, что он может лишиться свободы.

Ещё одна мера — возложение дополнительной обязанности являться 2 раза в месяц к инспектору УИИ. Данная мера считается менее эффективной, чем предыдущая, зато более эффективным становится контроль со стороны полиции за поведением осуждённого, поскольку инспектор часто его видит, беседует с ним, проводит профилактику.

Если состоящий на учёте в инспекции гражданин, допускает 2 и более нарушения порядка отбывания наказания, к нему может быть применена более суровая мера ответственности – замене исправительных работ лишением свободы. Предусматривается законом также возможность замены исправительной трудовой деятельности на принудительные работы, однако в России данный вид наказания не практикуется, поэтому остаётся только лишение свободы.

Расчёт производится следующим образом: 3 дня исправительных работ приравнивается к 1 дню лишения свободы.

Проверки уголовно-исполнительной инспекцией

Контроль за правильностью и своевременностью перечислений и удержаний из заработной платы осужденных осуществляют уголовно-исполнительные инспекции либо они привлекают к этому финансовые и налоговые органы (ч.

1 ст. 44 УИК РФ). Проверки проводятся не реже одного раза в шесть месяцев, а в случае назначения наказания менее шести месяцев — не менее одного раза в течение срока наказания (п. 88 Инструкции). В организации инспекция проверяет (п.

89 Инструкции): — правильность и своевременность удержания перечислений сумм в доход государства из зарплаты осужденного; — соответствие данных в расчетных сведениях, представленных организацией в инспекцию, фактическим данным; — продолжительность предоставленного осужденному ежегодного оплачиваемого отпуска, согласование его предоставления с инспекцией; — информацию о причинах невыхода осужденного на работу; — информацию о нарушениях, допущенных осужденным, примененных к нему администрацией организации мерах взыскания и поощрения, своевременность уведомления об этом инспекции; — информацию о своевременном уведомлении о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы; — проведение работодателем воспитательной работы с осужденным и контроль за его поведением.

По результатам проверки инспекция составляет акт в двух экземплярах, один из которых остается в организации (п.