Дисциплинарное производство правовой акт

Вопрос 120. Дисциплинарное производство: понятие, правовые основы, принципы, субъекты и стадии.


равенство всех граждан перед законом Стадии дисциплинарного производства Принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства Решение о возбуждении дисциплинарного производства принимает первый руководитель учреждения, предприятия, организации в случае получения им достаточных данных о совершении подчиненными дисциплинарного проступка. В зависимости от объема информации, полученной о дисциплинарном проступке, первый руководитель принимает решение о возбуждении дисциплинарного производства с необходимостью проведения служебного расследования, либо без такового. Служебное расследование (проверка) Решение о проведении служебного расследования произвольно принимает первый руководитель учреждения, ведомства, предприятия, коммерческой структуры, в случае, если для решения вопроса о виновности или невиновности сотрудника (работника), допустившего дисциплинарный проступок, нарушение трудового договора или недобросовестно исполняющего функциональные обязанности необходима дополнительная проверка . В случае, когда имеются достаточные данные, свидетельствующие о наличии в действиях виновного признаков дисциплинарного проступка, а так же, если лицо, допустившее этот проступок полностью признает свою вину, проведение служебного расследования не обязательно и первый руководитель принимает решение о наказании минуя стадию служебного расследования.

Принятие решения о дисциплинарном наказании Дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный проступок на должность. Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание налагается прямым начальником в устной (замечание, выговор) или письменной форме.

Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

Обжалование решения о дисциплинарном взыскании Приказ о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжалован вышестоящему начальнику или в суд. Для обжалования установлен трехмесячный срок. Особенности дисциплинарного производства Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а при служебном расследовании (проверке) — не позднее одного года со дня его совершения.

Особенности дисциплинарного производства Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а при служебном расследовании (проверке) — не позднее одного года со дня его совершения. За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. При наложении взыскания учитываются: характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; прежнее поведение служащего; соответствие степени вины и тяжести совершенного проступка.

Рассмотрев материалы дела, субъект дисциплинарной власти вправе: • вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным; • ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями; • направить материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести, профсоюзного комитета, студенческого совета и т. д.); • наложить на виновного дисциплинарное взыскание; • если руководитель, командир считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности; • при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело. Права начальников по наложению взысканий установлены с учетом особенностей службы в органах внутренних дел.

Дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав. Правовыми актами установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Военнослужащие, лица рядового, начальствующего состава МВД по общему правилу могут привлекаться к ответственности до истечения 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске, но не позднее 6 месяцев со дня его совершения.

Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно ни находилось, должно быть прекращено. По общему правилу дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа. А на военнослужащих, сотрудников милиции и некоторых иных милитаризованных служащих самые легкие взыскания (замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд ) могут налагаться устно.

Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно. Поскольку законодательство не устанавливает требований к форме актов о наложении взысканий, на практике используются такие варианты: • издается специальный приказ о наложении взыскания на одного человека; • одним специальным приказом привлекаются к ответственности несколько человек; • в приказе, подводящем итоги деятельности, проверки, содержится много пунктов, а один или несколько из них содержат решения о наложении взысканий; • взыскание налагается решением коллегии. За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ должен быть доведен до сведения виновного под расписку. В войсковых формированиях практикуется объявление приказов перед строем, на совещаниях(собрании). Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения.

По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету. Как всякий административный акт, приказ может быть пересмотрен. Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра, могут быть жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрение вышестоящего руководителя (командира), усмотрение должностного лица, подписавшего приказ.

Изменить, отменить приказ могут его автор, вышестоящий руководитель и суд. Стр 75 из 99 » Соседние файлы в предмете

  1. 20.05.2015316.93 Кб
  2. 21.05.20151.42 Mб
  3. 20.05.20152.26 Mб
  4. 21.05.2015757.85 Кб
  5. 21.05.201545.59 Mб
  6. 20.05.2015135.61 Кб
  7. 21.05.2015744.14 Кб
  8. 19.03.20162.52 Mб
  9. 21.05.20152.66 Mб
  10. 21.05.2015542.82 Кб
  11. 21.05.20151.93 Mб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Дисциплинарное производство по административному праву

» Дисциплинарное — это регулируемая деятельность субъектов линейной власти по применению дисциплинарных взысканий.

Можно сказать и так: дисциплинарное производство — это урегулированная правом деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение виновных к . Нормы о дисциплинарном производстве — это процессуальный механизм, использование которого позволяет применять материально-правовые нормы о .

Это — составная часть административно-юрисдикционного, а значит, и юридического процесса. Поэтому общие положения о процессуальной форме, стадиях процессуальной деятельности и иные действуют и здесь, но имеют большую специфику. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности милитаризованных служащих, обучающихся урегулирован административно-процессуальными нормами.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности милитаризованных служащих, обучающихся урегулирован административно-процессуальными нормами. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ дисциплинарному производству посвящено около 30 статей.

Среди действующих правовых актов вряд ли можно найти еще один, который бы столь детально регулировал процедуру наложения и исполнения дисциплинарных взысканий. В дисциплинарном производстве можно различить четыре стадии:

  1. служебное разбирательство (расследование);
  2. рассмотрение дисциплинарного дела;
  3. пересмотр дела;
  4. исполнение наложенного взыскания. На первой стадии выявляется, был ли совершен дисциплинарный проступок, виновно ли лицо, совершившее такие действия. На второй стадии на основе собранной информации руководитель издает приказ о наложении взыскания на виновного. Последний может приказ обжаловать, в случае подачи жалобы дело пересматривается. А наложенные и неотмененные взыскания должны быть исполнены. Служебное разбирательство проводится либо самим командиром (начальником, руководителем), либо лицом, им уполномоченным. Это делается при наличии повода — поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива, обнаружении проступка самим руководителем. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено , при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников. Действующее законодательство почти ничего не говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка, должны ли при этом составляться какие-либо . Очевидно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, , проверки документов, замеры и т. д. Во всех случаях у члена коллектива должны быть взяты объяснения. Отказ дать объяснения производства не прекращает. Но дать объяснение, быть выслушанным — важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности. Если служебное разбирательство проводилось не субъектом дисциплинарной власти, то, как правило, его результаты оформляются справкой, рапортом, устным докладом руководителю. Ему же могут поступить материалы дела об . Рассмотрев материалы дела, субъект дисциплинарной власти вправе:
      а) вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным; б) ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями; в) направить материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести, студенческого совета и т. д.); г) наложить на виновного дисциплинарное взыскание; д) если руководитель, командир считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он может направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности (например, декан — ректору); е) при наличии в действиях виновного признаков направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело.

    Правовыми актами установлены давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Военнослужащие, лица рядового, начальствующего состава МВД по общему правилу могут привлекаться к ответственности до истечения 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а студенты, аспиранты — не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни или нахождения виновного в отпуске, на каникулах), но не позднее шести месяцев со дня его совершения.

    Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно ни находилось, должно быть прекращено. По общему правилу дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа. А на военнослужащих, сотрудников милиции самые легкие взыскания (замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд на работу) могут налагаться устно.

    Поскольку законодательство не устанавливает требований к форме приказов о наложении взысканий, на практике используются такие варианты:

      а) издается специальный приказ о наложении взыскания на одного человека; б) одним специальным приказом привлекаются к ответственности несколько человек; в) в приказе, подводящем итоги деятельности, проверки, содержится много пунктов, а один или несколько из них содержат решения о наложении взысканий; г) взыскание налагается решением коллегии (коллегиального органа).

    Приказ должен быть доведен до сведения виновного под расписку. В войсковых формированиях практикуется объявление приказов перед строем, на совещаниях. Приказ о наложении взыскания — одна из разновидностей административных актов.

    Он вступает в силу немедленно. Как всякий административный акт приказ может быть пересмотрен.

    Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра, могут быть: жалоба наказанного, протест , усмотрение вышестоящего руководителя (командира), усмотрение , подписавшего приказ.

    Изменить, отменить приказ могут его автор, вышестоящий руководитель и . В дисциплинарных уставах и иных подобных актах обычно не говорится о праве члена устойчивого коллектива обратиться с жалобой в суд.

    Но такое право они, как и все граждане, имеют в соответствии со ст. 46 РФ и Законом РФ

    «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих граждан»

    .

    Кстати, в ст. 4 этого Закона прямо сказано о возможности военнослужащего обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы. Рассмотрев жалобу, вышестоящий начальник, суд может признать ее необоснованной и оставить приказ в силе.
    Рассмотрев жалобу, вышестоящий начальник, суд может признать ее необоснованной и оставить приказ в силе.

    Если жалоба будет признана обоснованной, приказ отменяется полностью или частично. Довольно широкое применение получила такая практика: вышестоящий начальник поручает руководителю, издавшему приказ, пересмотреть свое решение. Порядок исполнения приказа во многом зависит от избранных дисциплинарных взысканий.

    Многие из них имеют только морально-правовое содержание (выговор и т. д.) и их исполнение состоит в доведении их до сведения, оглашении.

    Если начальник избрал взыскание организационного характера — понижение в должности, увольнение (исключение) и т.

    п., — его нужно выполнить реально.

    В отношении военнослужащих, сотрудников милиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит . Взыскания, налагаемые на военнослужащих и служащих , заносятся в их служебные карточки.

    Взыскания, налагаемые на военнослужащих и служащих , заносятся в их служебные карточки. После издания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности для виновного возникает особое правовое состояние — состояние наказанности. Во-первых, в течение срока действия взыскания меры поощрения, как правило, не применяются.

    Во-вторых, в это время может быть применено такое поощрение, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

    В-третьих, совершение нового проступка в течение срока действия взыскания считается повторным (систематическим!) нарушением дисциплины и влечет применение более суровых санкций.

    В-четвертых, наличие дисциплинарного взыскания не позволяет положительно решить вопрос о представлении к очередному званию. Как и члены трудовых коллективов, члены административных коллективов (военнослужащие, сотрудники милиции, студенты и др.) считаются не привлекавшимися к дисциплинарной ответственности по истечении годичного срока давности.

    Иными словами, если в течение года член коллектива не совершил нового дисциплинарного проступка, дисциплинарное взыскание автоматически теряет юридическую силу и состояние наказанности прекращается. По общему правилу годичный срок давности исчисляется со дня наложения взыскания, т. е. с даты издания приказа. Устные взыскания, налагаемые на сотрудников органов внутренних дел, считаются снятыми по истечении одного месяца.

    Совершение нового проступка прерывает течение неоконченного срока давности погашения взыскания. Со дня издания нового приказа начинается срок погашения обоих взысканий.

    © |

1. Понятие и особенности дисциплинарного производства

Реформирование государственной службы – один из ключевых элементов совершенствования системы государственного управления Российской Федерации. В этой связи важное значение имеет повышение эффективности служебной деятельности, которое невозможно без соблюдения дисциплины всеми государственными служащими. В Толковом словаре В.И. Даля дисциплина определяется как повиновение, послушание, порядок подчиненности1.

Служебная дисциплина – выполнение служащими требований правовых норм при исполнении служебных обязанностей. Одним из традиционных правовых средств, использование которых направлено на повышение эффективности управления государственной службой, является дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная ответственность – один из видов юридической ответственности, которая представляет собой установленную законом обязанность субъекта служебного правоотношения соблюдать и исполнять принятые на себя обязанности, а в случае противоправного неисполнения или ненадлежащего исполнения имеющихся предписаний, возможность понести меры дисциплинарного взыскания. Так, в юридической литературе отмечается, что в отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения2.

Традиционно принято выделять два вида дисциплинарной ответственности: общую, предусмотренную трудовым законодательством, и специальную, устанавливаемую в отношении отдельных категорий работников, например, государственных служащих. Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих за дисциплинарные проступки называется дисциплинарным производством. В зависимости от вида государственной службы действующее законодательство устанавливает особенности дисциплинарного производства при привлечении к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов (в частности, сотрудников органов внутренних дел).

Правовыми актами об особенностях прохождения государственной службы в различных государственных органах устанавливаются как схожие, так и различающиеся между собой меры дисциплинарного воздействия на нарушителей служебной дисциплины и особенности дисциплинарных процедур. Правовая база дисциплинарного производства представлена множеством нормативных актов различного уровня, среди которых можно выделить: Федеральный закон от 27 мая 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;1 Федеральный закон от 27 июля 2004 г .№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2; Федеральный закон от 1 декабря 2006 г.

№ 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»3; Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»4; Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495 «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации»5; Приказ Минюста РФ от 6 июня 2005 г.
№ 613

«О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»

4; Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495 «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации»5; Приказ Минюста РФ от 6 июня 2005 г.

№ 76

«Об утверждении инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»

6 и другие. Задачами дисциплинарного производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела о дисциплинарном проступке, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного решения, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению проступка.

Решение этих задач должно обеспечивать достижение цели производства – предупреждение совершения дисциплинарных проступков.

Обоснованность и справедливость принимаемых решений во многом зависит от личности руководителя, его способности объективно оценить деяние подчиненного, организовать проведение служебной проверки, довести до сведения коллектива и вышестоящего руководства результаты рассмотрения дел. Основанием для применения к служащему дисциплинарного взыскания является совершение им дисциплинарного проступка.

Для гражданских служащих – это неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него обязанностей.

Более четкое определение содержится в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, где дисциплинарный проступок – это противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины и не влекущее за собой уголовной или административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации Государственными служащими могут совершаться разнородные нарушения, которые условно можно подразделить на 2 группы: 1. Проступок, связанный с нарушением законности – это виновное противоправное деяние (действие и бездействие) служащего, повлекшее ущемление прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, интересов общества и государства, либо создавшее угрозу возникновения таких последствий.

Например, принятие неправомерных решений, незаконное применение мер принуждения.

При выявлении таких нарушений необходимо рассматривать возможность возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении. 2. Проступок, связанный с нарушением служебного распорядка – это неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него обязанностей.

Примером данного проступка может являться прогул. В отличие от трудового права, в соответствии с которым нарушения, совершенные работником в свободное от работы время, не дают работодателю права применить к работнику дисциплинарное взыскание, для государственных служащих действуют иные правила.

Например, работодатель не имеет права применить к работнику, появившемуся на работе в свободное от работы время (во время отпуска, в выходной день и т.п.) в состоянии опьянения, какое-либо дисциплинарное взыскание1. Сотрудник милиции может быть уволен за проступок, порочащий честь сотрудника милиции, совершенный в любое время. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации четко указывает, что появление военнослужащих на улицах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, других общественных местах в состоянии опьянения является дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего.

Гражданский служащий обязан не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 269

«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов»

основанием для проведения заседания названной комиссии является полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций информация о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении требований к служебному поведению1. Такой подход вполне оправдан исходя из значимости статуса государственного служащего и соответствующих запретов.

Однако некоторые авторы считают практику применения дисциплинарных взысканий к государственному служащему за недостойное поведение в общественных местах или в быту неприемлемой2.

Особенности дисциплинарного производства. 1. Фактическим основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности может быть совершение, как дисциплинарного проступка, так и отдельных видов административных правонарушений.

Статья 2.5 КоАП РФ предусматривает, что за административные правонарушения, за исключением некоторых административных правонарушений (например, в области охраны окружающей природной среды и природопользования, дорожного движения, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг) военнослужащие, сотрудники некоторых правоохранительных органов несут дисциплинарную ответственность. В этом случае производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Следует учитывать, что данные положения не распространяются на государственных гражданских служащих. 2.Порядок осуществления дисциплинарного производства может быть различным: 1) внесудебный порядок.

Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности принимается субъектом линейной власти, то есть соответствующим руководителем в отношении подчиненного. 2) судебный порядок. Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих и назначении наказания в виде дисциплинарного ареста принимается военными судами. 3) порядок пересмотра решений о применении дисциплинарных наказаний (как внесудебный (например, в комиссии по служебным спорам) так и судебный порядок разбирательства).

4) с привлечением общественности.

Например, в целях общественного осуждения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок или нарушившего нормы международного гуманитарного права. По решению командира (начальника) проступок может быть рассмотрен и обсужден на собраниях личного состава, на офицерских собраниях с целью вынесения общественного порицания.

3. Как правило, для дисциплинарного производства характерен внесудебный порядок в рамках служебной подчиненности и при принятии решений руководитель наделен большей свободой усмотрения, чем, к примеру, при производстве по делам об административных правонарушения. С одной стороны, руководителю легче оценить личность служащего и справедливо решить дело, с другой – очень часто проявляется субъективность, мешающая правильно оценить деяние. Особенности характерны для каждого вида дисциплинарного производства.

Например, на военной службе дисциплинарное производство характеризуется следующими особенностями: 1) процессуальные нормы четкие и приближены к нормам КоАП, например, нормы, касающиеся видов доказательств, мер обеспечения производства.

К военнослужащему могут быть применены такие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, как доставление, задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов и т.д. Некоторые авторы считают, что по существу, произошло нивелирование норм, регулирующих разнородные отношения. Приспособление правил производства по делам об административных правонарушениях к военно-служебным отношениям противоречит характеру этих отношений1; 2)назначаемый вид наказания зависит от воинского звания военнослужащего; 3)предусмотрен судебный порядок рассмотрения дел о грубых нарушениях дисциплины с возможностью назначения дисциплинарного ареста; 4) предусмотрено особое оформление результатов.