Чем компенсируется одиночество героя в стихах лермонтова

Мотив одиночества в пейзажной лирике


Выражается мотив одиночества и более опосредовано, через описания природы. У Лермонтова во многих стихотворениях мы встречаем романтический пейзаж, это может быть бушующая морская стихия, пустыня, куда испокон веков удаляются отшельники-одиночки или же гроза, близкая мятежной душе романтического героя, что мы видим, например, в «Мцыри»: «О, я как брат, обняться с бурей был бы рад». Автор использует параллелизм, сравнивая чувства человека со скитаниями дубового листка, оторванного от ветки: «Один и без цели по свету ношуся давно я» («Дубовый листок оторвался от ветки родимой» 1841) или предоставляет читателю самому построить параллели (стихотворения «Утес», «Тучи», «На севере диком». В поздней лирике изображение природы сменяется на более спокойное, нежное, однако за кажущейся гармонией все равно скрывается смятенность человеческой души, оставшейся один на один с миром природы (сравним хрестоматийное «Выхожу один я на дорогу»: «Спит земля в сиянье голубом.

/ Что же мне так больно и так трудно?». Подытожим все вышесказанное: мотив одиночества для Лермонтова является стержневым, наполняющим его произведения особым, свойственным только ему смыслом и звучанием.

На романтическом конфликте одинокой гордой личности и остального мира строятся разнообразные стихотворения, и для воплощения этого конфликта автор использует различные жанры, от стихотворений и элегий до поэм. Эта обзорная статья поможет ученикам 9-10 классов при подготовке реферата или сочинения на тему «Мотив одиночества в лирике Лермонтова».

Эта обзорная статья поможет ученикам 9-10 классов при подготовке реферата или сочинения на тему «Мотив одиночества в лирике Лермонтова». Самые популярные материалы января для вашего класса: Новые тестыБудь в числе первых на доске почета

3 причины одиночества Лермонтова

Во-первых, поэт рано лишился матери, которая долго и мучительно болела, и от нее остались, лишь воспоминания о тихих колыбельных песнях. О ней Лермонтов писал так: «В слезах угасла моя мать».

Во-вторых, после смерти матери, полностью взявшись за воспитание внука, бабушка все чаще стала ругаться с зятем, так как с самого начала была недовольна выбором дочери. Из-за этого юный поэт потерял и своего отца, который был вынужден уехать, чтобы прекратить эти вечные размолвки в семье.

Ужасная судьба отца и сына – Жить розно, и в разлуке умереть… Но отец все-таки изредка навещал своего сына, отчего вызывал боязнь бабушки, что он заберет у нее так безумно любимого внука. Поэтому вплоть до смерти отца Лермонтов мучился в колебаниях между ним и бабушкой, не зная, как сохранить остатки своей семьи в мире и согласии, но у ребенка это совсем не выходило.

В драме «Menschen und Leidenschaften» отразилось болезненное переживание им этого раздора между близкими ему людьми. Третьей причиной стала тяжелая болезнь Лермонтова, которая приковала его надолго к постели, что стало преградой для нормального общения со своими сверстниками. Все сильнее поэт погружается в собственный мир мечты и грусти, все сильнее привыкает к внутреннему одиночеству, которое перерастает болезнь души.

Все сильнее поэт погружается в собственный мир мечты и грусти, все сильнее привыкает к внутреннему одиночеству, которое перерастает болезнь души. Сам Лермонтов рисует свое детство в неоконченной «Повести» в лице Саши Арбенина: «Он выучился думать. Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе.

Воображение стало для него новой игрушкой. В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души.

Вероятно, это раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению». Его мучает печальное одиночество; он готов окончательно порвать с реальной жизнью, создать в своей голове другой мир, который будет понятен ему, в отличие от настоящего, в котором живут другие люди.

В этом мире он жил, никому не веря и не доверяя, ожидая обмана, предательства, разочарования, потому что слишком близко воспринимал все события жизни и перестал верить в то, что человека может согреть любовь, искренняя дружба, понимание малознакомого человека.

Сочинение «Одиночество в лирике Лермонтова»

После прочтения стихотворений Михаила Юрьевича, становится тяжело представить его радостным или улыбающимся. Кажется, будто чувство безысходности и одиночества постоянно преследовало его.

Анализ любого произведения Лермонтова рисует портрет угрюмого и уставшего от окружающих людей человека. Кажется, что он постоянно ведет невидимую борьбу в своей душе. Самым известным стихотворением Михаила Юрьевича является «Узник», которое было написано в неволе, когда автора арестовали за написание другого стиха «Смерть поэта».

В «Узнике» поэт делится с читателем: «одинок я – нет отрады; стены голые кругом».

Окружающая обстановка уныния и безысходности давили на тонкую и ранимую душу поэта. Дальше пишет: «тускло светит луч лампады умирающим огнем…».

Даже свет в камере умирающий, автор не видит ничего, что могло бы заставить почувствовать себя немного счастливым. Однако и в обычной жизни, среди знакомых людей и родных мест, Лермонтов чувствовал себя одиноким. Возможно именно красота, тишина и покой родины производили на Михаила Юрьевича неизгладимое впечатление и наводили тоску и печаль.

Например, в произведении «Пустыня внемлет Богу…» автор сначала восторгается красотой вокруг: «в небесах торжественно и чудно», а затем с тоской размышляет: «что же мне так больно и так трудно?».

Затем приходит к трагическому выводу: «Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и уснуть!». Анализируя стихотворение «Стансы», становится ясно, что Михаила Юрьевича чувствовал себя непонятым для окружающего общества, которое и сам не хотел понимать и принимать: «я к одиночеству привык, я б не умел ужиться с другом». Его вполне устраивает одиночество, он как «оторванный листок» из своего стихотворения «Листок».
Его вполне устраивает одиночество, он как «оторванный листок» из своего стихотворения «Листок».

Иногда поэту хочется иметь рядом с собой близкого человека, но в то же время, он твердит себе, что вполне доволен одинокой жизнью.

Тема одиночества проходит и через всю любовную лирику поэта. Лермонтов придерживался скептических взглядов в любовных делах и не имел счастливых отношений. Он много раз разочаровывался в женщинах: «Любить?

– три раза я любил, любил три раза безнадежно». Лирика Михаила Юрьевича Лермонтова пронизана темой тоски, одиночества и грусти. Он задает себе вопросы, которые мучают его, но не находит ответов.

Возможно, причиной такого поведения было то, что он не мог разобраться в своих чувствах и желаниях. В русской литературе много поэтов, «поющих» об одиночестве маленького человека в огромном мире, и Михаил Лермонтов является самым ярким его представителем. Понравилась статья? Поделитесь ей А какая Ваша оценка этой статьи?

3 из 5

По месяцам

Выберите месяц Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2016 Сентябрь 2016 Май 2016 Март 2016 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Январь 2014 Декабрь 2013 Январь 2013 2012-2018 © Чарушина Ирина Григорьевна.

создано с помощью

Демон – вечный спутник и Альтер-эго Лермонтова.

Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова с запахом могил, одинокими гробницами, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнутся красотою, испытать любовь лишь на короткое время: «На мгновенье Неизъяснимое волненье В себе почувствовал он вдруг, Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук — И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!

(«Демон»). В такие мгновения надежда и вера снова возвращаются к нему: «И входит он, любить готовый, С душой, открытой для добра, И мыслит он, что жизни новой Пришла желанная пора».

(«Демон»). Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделенности чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество. Мы уже увидели, одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:

«Как демон мой, я зла избранник, Как демон, с гордою душой, Я меж людей беспечный странник, Для мира и небес чужой»

. («Я не для ангелов и рая…») «Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы, вызвать поэта лишь на идеализацию его» – отмечал Владимир Соловьев.

Лирический герой стихотворений Лермонтова не раз ассоциировал себя с падшим ангелом. Если Пушкин отвергает демона, называя злобным гением, язвительные речи которого «вливали в душу хладный яд», а встречи с ним были печальными и губительными, то от Лермонтова этот гордый демон не отстанет и не даст ему «счастья никогда», поэт называет демона своим: «Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает» и, в конце концов, демон становится Альтер-эго поэта: «Я тот, чей взор надежду губит; Я тот, кого никто не любит; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы…» («Демон»). Так, даже поверхностно взглянув на лирику поэта, можно заметить, что тема одиночества в творчестве Лермонтова одна из ведущих, и едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.

Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 6-9 классов при написании реферата или сочинения на тему «Тема одиночества в лирике Лермонтова».

Самые популярные материалы января для 9 класса: Новые тестыБудь в числе первых на доске почета

Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова

» Коллекция сочинений: Тема одиночества является одной из ведущих в лирике Лермонтова.

Это во многом объясняется методом, которым написаны его стихи и неповторимыми особенностями личности поэта, его мироощущения и творческого дара. Лермонтов – поэт-романтик, поэтому часто лирический герой его стихов — это одинокая, гордая личность, противопоставленная обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У него нет друга, способного поддержать его «в минуту душевной невзгоды», нет возлюбленной.

Он одинок в толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба.

Уже в раннем творчестве эта тема декларируется поэтом как основная.

В стихотворении «Одиночество», написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь свой жизненный путь от рождения до смерти ему предстоит пройти одному. Тоска по «родной душе» сопровождает героя лирических стихотворений Лермонтова на протяжении всей его жизни. Ему горестно осознавать, что утешения дружбы, поддержка близкого человека недоступны для него.
Ему горестно осознавать, что утешения дружбы, поддержка близкого человека недоступны для него.

В стихотворении «И скучно и грустно…» он одинок «в минуту душевной невзгоды», некому подать руку, нет рядом того, кто выразит сочувствие и понимание, окажет дружескую поддержку. Лирический герой Лермонтова также несчастлив в любви, его преследуют измена и предательство.

Любовь не приносит ему радости, не дарит счастья.

В стихотворении «Я не унижусь пред тобою…» поэт изумлен коварством своей возлюбленной, которая казалась ему ангелом.

В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми.

В одноименном стихотворении жаждущий ответной любви лирический герой, сравнивает себя с бедняком, просящим подаяния, чтобы не умереть с голода.

Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку.

Так, лучшие чувства героя стихотворения были обмануты.

Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.

Одиночество героя лирических стихотворений Лермонтова распространяется не только на его личную жизнь, он одинок и в обществе, у него нет товарищей, нет единомышленников, разделяющих с ним одни и те же убеждения и жизненные принципы. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» оказавшись на бале-маскараде, он чувствует себя чужим среди веселящейся равнодушной толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски», неспособные на проявление человеческого тепла, сочувствия, сострадания.

Чтобы найти утешение в этой ситуации, лирический герой устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое дорогое.

Бегство в память, в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта.

Он вспоминает себя ребенком, воскрешает в своем воображении отрадные для него картины детства. Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной.

Этот вымышленный образ целиком овладевает его сердцем. Но мечта – это не реальность, опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злостью». Поэт одинок не только в толпе на бале-маскараде, он чувствует себя одиноким и среди своего поколения.

Сознавая себя на голову выше общества, его окружающего, он понимает, что пороки его поколения свойственны и ему. Однако он считает себя вправе судить своих современников. В стихотворении «Дума» противопоставляя себя своему поколению, он обвиняет его в отсутствии высоких жизненных идеалов и положительных ценностей.

Мотив человеческой разобщенности и вечного одиночества появляется в стихотворении «На севере диком стоит одиноко…», представляющем собой вольный перевод стихотворения . Допустив существенное отступления от смысла оригинала, Лермонтов изображает два существа одного рода, а не мужского и женского, как у Гейне. Вследствие этого стихотворение приобретает более общий смысл, поэтически выражая тоску по человеческому единству.

Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы, он чувствует себя одиноким во всем мире, подобно демону, с презрением взирающим на всю вселенную, сотворенную Богом.

В стихотворении «Пусть я кого-нибудь люблю…», герой уподобляет себя одинокому властелину неба, живущему в прекрасном мире, но в полном одиночестве, которое никто не может с ним разделить.

Теме одиночества сопутствует мотив изгнания.

В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» лирический герой осознает, что он избран, чтобы стать поэтом, но одновременно обречен быть странником, гонимым миром. Используя образы-символы, связанные с миром природы, Лермонтов продолжает эту тему в стихотворении «Дубовый листок».

Оторванный от родной ветки, засохший без тени, лишенный покоя дубовый листок не может найти себе пристанища ни в родном краю, ни в прохладной тени среди листьев чинары. В стихотворении «Тучи» лирический герой также изгнанник, он противопоставляет себя холодным и бесчувственным тучам, не испытывающим боли от разлуки с родиной, с «милым севером».

Преодолеть свою изолированность, обрести желанную гармонию, ощущение единения с окружающим миром поэту помогает общение с природой. Так, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» внутренне состояние лирического героя, отмеченное душевным разладом, противопоставляется покою и благости, царящим во вселенной, наполненной общением и согласием.

Так, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» внутренне состояние лирического героя, отмеченное душевным разладом, противопоставляется покою и благости, царящим во вселенной, наполненной общением и согласием. Размышляя, он пытается понять свое место в жизни мироздания, найти утешение, «свободу и покой» от опустошающих его желаний и стремлений. Однако минуты гармонии и покоя крайне редки, лишь на короткий миг ему удается достичь успокоения, преодолеть внутреннюю боль, обрести желанное единство с самим собой и с окружающим миром.

Такое редкостное душевное состояние описано в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»: небесное и земное соединяютсясе же прекрасной возлюбленной, его сердцемпоколения.

иовека, живущего бессознательной жизньюодвижность и отсутствие жизни.

в сознании героя, он счастлив, переживая присутствие Бога на земле.

Однако романтическое сознание Лермонтова-поэта не удовлетворяется одним покоем, в котором он видит неподвижность и отсутствие жизни. Поэтому поиск счастья в его поэзии часто связан с бегством от него. В своем раннем стихотворении «Парус», написанном в 1832 году и ставшем поэтическим манифестом, Лермонтов проводит мысль о единстве противоположных начал.

Здесь объединены буря и покой, поиск смысла жизни и вечная неудовлетворенность найденным.

Мятежная душа лирического героя поэзии Лермонтова обречена на вечные одинокие скитания. Такое мироощущение отличает поэта от обычного заурядного человека толпы, живущего бессознательной жизнью. Именно оно стало источником конфликта поэта с обществом, конфликта который болезненно переживался Лермонтовым в течение всей его жизни и привел его к безвременной трагической смерти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Напрасно про бесов болтают, Что справедливости совсем они не знают, А правду тож они (Каждое утверждение критика следует сопровождать личной оценкой пишущего) I.

«…Характер Катерины, как он исполнен Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя.

Бывают Эти упражнения могут способствовать освоению ребенком многообразия форм поведения в обществе. Они должны проводиться, Детские летние игры. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Одно из любимых занятий детей — сколачивать игрушки И.

Векшегонова Не рубили елочку Мы на Новый год — Возле дома нашего Елочка

Мотив одиночества в поэзии М.

Ю. Лермонтова.

Мотив одиночества в произведениях Лермонтова звучит на протяжении всего его творчества, начиная с юношеских лет. Это не только романтическая маска лирического героя, но и личное мировоззрение поэта.

У него нет друга, который способен его поддержать «в минуту душевной невзгоды», нет возлюбленной.

Лермонтов одинок в толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба.Тема одиночества очень характерна для творчества Лермонтова.

Читаешь строки, с которых начинается одного из его стихотворений («И скучно и грустно, и некому руку подать .»), и сразу чувствуешь прилив тоски. В первых двух строках поэт сначала передает свою душевную боль, далее делает эту боль более ощутимой. Лермонтова некому утешить, ему некому открыть свою боль и переживания, нет надежды быть выслушанным и понятым.

Другая важная сторона жизни — любовь. Раздумья о радости взаимной любви, и размышления о любви неразделенной, приносят только страдания. Поэт имел опыт неразделенной любви, после этого он осознал, что, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным:Иль женщин уважать возможно,Когда мне ангел изменил?Лермонтов продолжает считать свою возлюбленную самой лучшей, не смотря на ее измену, но он все также остается одинок.

Лирический герой Лермонтова одинок не только в своей родине, но и в мире в целом, об этом — стихотворение «Выхожу один я на дорогу.».

То, что оно посвящено теме одиночества, показывает уже первая строка произведения.

В страстях жизни нет стимула и не может быть счастья, желанный же покой находится вне жизни («Я б хотел забыться и заснуть»). Важная особенность данного стихотворения заключается в том, что, погружаясь в высший сон природы, лирический герой словно преодолевает своё одиночество. Лермонтовская лирика полна скорби об одиночестве мыслящего человека в бездушном обществе.

Конечно, Лермонтов писал прежде всего о себе и своем времени.

Лирический герой его стихотворений напоминает нам человека, которому общество не дало возможности реализовать свои немалые способности. Но все же можно сделать и такой вывод: талантливый и умный человек почти всегда одинок и не понят. Так было и будет во все времена.

«Отрывок» (На жизнь надеяться, страшась)

Это стихотворение тоже из числа юношеских.

В советское время оно почти не издавалось, и потому мало известно. И в нем тоже присутствуют нотки трагизма, ощущение собственной бесполезности. Это произведение не маленькое, в нем 10 строф по 8 стихов в каждом.

Это глубоко философское произведение, несмотря на юношеский возраст автора. В нем юный поэт упоминает высшие силы, пишет о будущем человечества. Стихотворение заставляет задуматься.

О ком говорит юный поэт в следующей строфе: о Боге, о Сатане? Стихотворение «Отрывок было впервые опубликовано в 1859 году в «Отечественных записках.

Related posts:

  • Гибель, “солнца русской поэзии” Александра Пушкина вызвала трагедию души у нового русского гения – Михаила Юрьевича Лермонтова. Его музыкальная поэзия волновала сердца, наделяла их чувствами любви, сочувствия. Лирический герой Лермонтова – герой, который страдает и мыслит. Он – герой-одиночка, очень близкий к пушкинскому Онегину и Чайльду Гарольду. Будто их герои сошли из поэтических страниц и […].
  • Толстой в романе “Война и мир” представляет читателю большое количество персонажей, и каждый из них по-своему уникален. Интересно и отношение самого Льва Николаевича к положительным героям: в ком-то он видит идеал, а другим далеко до совершенства. Именно к последним относится милая и добрая Соня. Но почему классик не видел в ней идеала? Автор не наделил […].
  • Михаил Юрьевич Лермонтов – это удивительный человек и талантливый писатель, который всего за 12 лет творчества сумел подарить миру сотни стихотворений, множество поэм, драм и романов. Это наследие поражает глубиной мысли и тонкостью ощущений. Как и любой поэт, Михаил Лермонтов прошел свой путь развития. Его взгляды на мир постепенно менялись, на что указывают его работы. […].
  • Тема одиночества очень характерна для творчества Лермонтова. Строки, с которых начинается одного из его стихотворений (“И скучно и грустно, и некому руку подать…”), могли бы стать эпиграфом к некоторым его стихотворениям и роману ” Герой нашего времени“. Читаешь название стихотворения “И скучно и грустно… ” и сразу чувствуешь прилив необъяснимой тоски, которая окутывает душу влажным, […].
  • Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? В романе Лермонтова “Герой нашего времени” отражен конфликт человека нового нравственного уровня с представителями уходящей эпохи. Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое строение служит особым художественным задачам: в частности, сначала мы видим Печорина глазами […].
  • 1. В каких из приведенных стихотворений М. Ю. Лермонтова раскрывается тема значения поэта и поэзии? а. “Кинжал” б. “Дума” в. “Смерть поэта” г. “Пророк” д. “Утес” 2. Кто является героем стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бо­родино”? а. Солдат б. Русский народ в. Богатыри г. Автор 3. Какую роль играет образ паруса в стихотворении М. Ю. Лер­монтова […].
  • К работе над “Героем нашего времени” М. Ю. Лермонтов приступил в 1838 году, воодушевленный впечатлениями от Кавказа. Поначалу это были отдельные повести, объединенные лишь ключевым персонажем. Лермонтов публиковал повести по мере написания. В каждой имеется система образов и законченный сюжет, поэтому их можно считать отдельными произведениями. Первой появилась “Тамань”, за ней – “Фаталист”. Позже Михаил […].
  • Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития – главная тема творчества М. Ю. Лермонтова. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника – недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи – датой или словами “отрывок”, “исповедь”, “монолог”. Лирика Лермонтова – летопись становления души, их исповедальности, абсолютной искренности – […].
  • Величайшим произведением 19 века является роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Этот роман просвещает все слои населения, сформировавшиеся в то время. Представителем аристократии является образ главного героя Евгения Онегина. Главный персонаж родился в богатой семье. Он вырос без матери, а его воспитанием занимался не сам отец, а жалкие гувернанты. Поэтому несложно понять откуда […].
  • Вся лирика М. Ю. Лермонтова имеет определенную особенность – это тайный мир лирического героя закрытый от потусторонних глаз. Герой старается меняться, “двигаться”, но такая деятельность практически ничто по сравнению с постоянным развитием героев иных поэтов XIX века. Конец творчества для Лермонтова определяется появлением обычного, незамысловатого, усталого человека, который ни по каким параметрам не походит на […].
  • Любовь всегда занимала свою весомую нишу в жизни поэтов, писателей, музыкантов, художников. Ни будь этого прекрасного чувства, навряд ли могли бы получиться всеми любимые и востребованные предметы искусства. Этой же участи и постиг знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. На всем его жизненном и творческом пути попадались женщины, которые могли разжечь пламя искренней и чувственной […].
  • Русский романтизм уверенно занял позицию главного культурного направления в начале XIX века. Основными предпосылками появления романтизма в России были: интерес к лиричности, сентиментализм, творчество Джорджа Байрона, Философия Шеллинга и подъем национального сознания. Теперь вместо гражданина на первый план становится романтическая личность. Лирическое “я” предстает центром мироздания, появляется культ человека-творца. Михаил Юрьевич Лермонтов, творивший в эпоху […].
  • М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т. е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием […].
  • Что предопределяет трагическое несовпадение Григория Ме­лехова с революцией (роман-эпопея М. Шолохова “Тихий Дон”)? Григорий Мелехов и по социальному положению, и по лич­ностным качествам оказывается “на грани двух начал”. Он гово­рит о себе: “От белых отбился, к красным не пристал. У белых я был чужой, на подозрении у них был всегда. Да и как могло быть […].
  • Лирические произведения М. Ю. Лермонтова вызывают бурю чувств и эмоций у каждого читателя. Его произведения настолько многогранны, что в каждом из них можно найти проблемы, волнующие не только современников поэта, но и нынешние поколения. Многие герои произведений писателя страдают от одиночества и безысходности бытия, стремятся хоть на короткий миг обрести свободу. Возможно, его детские переживания […].
  • Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Этот роман – одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е годы XIX века. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции. Главный герой, […].
  • В романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов, размышляя над поступками своего персонажа, приходит к выводу: Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Рассказывая о судьбе главного героя, автор раскрывает нам, читателям, причины человеческого одиночества, губительного, обрекающего людей на несчастье. Г. А. Печорин – герой своего времени. Существование главного героя – это череда […].
  • “Все мы родом из детства”, – был уверен французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, подчас от того, как прошло детство человека, зависит его мировосприятие и мироощущение. Например, Саша Пушкин, выросший в семье, где дядя был поэтом и куда был вхож Василий Андреевич Жуковский, не мог не стать великим поэтом. Дальнейшее обучение в Царскосельском Лицее только […].
  • Лирика занимает ведущее место в творчестве М. Ю. Лермонтова. Его поэмы, драматургические произведения и проза тоже проникнуты лиризмом. Поэтому понимание лирических творений поэта – это залог осознания всего его творческого мира. Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов. Среди отличительных черт тематической направленности его произведений отмечено, что в зрелом творчестве поэт нередко возвращается к […].
  • Ведущими мотивами лирики Лермонтова являются разочарованность неустроенностью мира, печаль от непостоянства людей и их воинствующей пошлой поверхностности. Поэта мучает и огорчает невозможность примирить в себе утрату божественного и опустошенность земным. Его силы бесплодно изливаются в бесцельной жизни, и только его стихотворения остались знаком его страдающего гения. Описание событий в романах и других произведениях Лермонтова привлекает […].
  • Пушкин жил и писал раньше Лермонтова. Поэтому в творчестве Лермонтова много “пушкинских” традиций. Оба они были умными и прогрессивными людьми своего времени. Пушкин и Лермонтов видели много зла и глупости вокруг себя. Они обличали пороки общества, несовершенство власти, ложное творчество. В свое время Пушкин большое место уделял теме поэта и поэзии. Он считал, что поэт […].
  • Чацкий Александр Андреевич является главным персонажем комедии Грибоедова “Горе от ума”. Возвратившись к себе на родину, в дом Фамусова, где когда-то повстречал свою первую любовь, он с надеждой пытается вернуть чувства Софьи, которая к тому моменту его уже не любила. Встретив на своем пути ложь, обман, лицемерие, необразованность, он яростно начинает высказывать свое мнение об […].
  • Одной из ключевых тем во всем творчестве Лермонтова является тема человеческого одиночества. Проследить это можно за тем, как написаны стихи и лирика этого писателя. Будучи поэтом-романтиком, Лермонтов нередко формировал особый, своеобразно романтический образ своих героев. Они были наделены такими качествами как гордость, противопоставление себя окружающему миру, конфликтность. Все это в результате приводило к тому, что […].
  • Лермонтов написал произведение под названием “Одиночество”, когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова. Ведь поэт – сам по себе, по-своему характеру – одинок и достаточно решителен в этом плане. Лермонтов никогда не имел близких друзей, которые были с ним долгое время. Приятели, знакомые – […].
  • Личность М. Ю. Лермонтова видится теперь в совокупности исторических и социальных связей, он отходит все дальше от поэтизации мятежного и трагического героя-отшельника. Такая переоценка традиционных представлений романтизма прослеживается и в произведениях зрелого Лермонтова, и в более поздних редакциях “Демона”. Работу над поэмой Лермонтов начал в 1829 году, к 1831 году он наметил сразу четыре ее […].
  • Тема любви является одной из самых актуальных. Множество писателей и поэтов воспевали ее в своих произведениях, возносили ее и укоряли. Михаил Юрьевич Лермонтов открыл новую страницу любовной лирики. Его работы дали толчок для новых размышлений, показали не только лучшие, но и худшие стороны этого возвышенного чувства. Творчество Лермонтова пропитано трагизмом. И причина этого кроется не […].
  • Лермонтов начал писать лирические стихи рано. За годы с 1828 по 1832 (годы учения в Благородном пансионе и университете) он создал около 300 стихотворений, представляющих собой лирическую исповедь поэта. Правильно понять основную направленность лирики Лермонтова можно, лишь уяснив себе ту социально-политическую обстановку, какая сложилась в то время и оказала влияние на формирование Лермонтова как человека […].
  • И. А. Гончаров назвал “Сон Обломова” “увертюрой” всего романа. “Сон Обломова” сперва появился в свет как “эпизод из неоконченного романа”. Картину, нарисованную Гончаровым, можно воспринять как некую аллегорию: Обломовка – очень яркое и полное олицетворение “сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни”. Как же “милые обломовцы” повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюдательного и впечатлительного мальчика? Очень […].
  • Всю свою недолгую жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов испытывал острое чувство одиночества. Он тосковал по рано умершей матери, по отцу, с которым его властная бабушка не разрешала видеться, по друзьям, которых из-за его дерзкого характера было не так уж много, по любви, которой не суждено было стать счастливой. Ощущение одиночества и отверженности усугубилось тем, что за […].
  • Издавна замечено, что Лермонтов – поэт юности, что именно в юношеские годы им упиваются. Наверное, потому что юноши и девушки увлекаются высокой романтикой, мятежностью страстей, безграничностью желаний. Лирика Лермонтова разнообразна и многогранна. Если посмотреть юношескую лирику, то основной ее мотив – переживание смысла своего гражданского и поэтического предназначения. Во многих юношеских стихотворениях душевные диссонансы осознаны […].
  • Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. Главная тема – это судьба целого поколения. Основная мысль заключается в первой же сточке:” Печально я гляжу на наше поколенье”. Лермонтов показывает нам, что будущее этого поколения” иль пусто, иль темно”, так как люди живут без цели, люди стали равнодушны ко всему. Композиция.” Дума” состоит из сорока четырех стихов, […].
  • “Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором […].
  • Стихотворение было опубликовано в 1841 году. В это время Лермонтов имел любовные отношения с Екатериной Быховец, однако стихотворение посвящено Варваре Лопухиной, которую Лермонтов так и не смог забыть. Тема стихотворения – любовь. Однако любовь не к настоящему, а к прошлому:” Люблю в тебе я прошлое страданье” Основная мысль – поэт хочет сказать, что прошлая любовь […].
  • Все мы прекрасно понимаем, что число великих писателей, в том числе и поэтов, в России просто зашкаливает. Но далеко не всех из них можно называть особенными и непохожими на других. Великие русские писатели похожи в своем величии, и именно поэтому мы столь похожим образом к ним относимся. Но вот если задаться целью выделить кого-нибудь из […].
  • Заканчивая статью “Стихотворения Лермонтова”, Белинский дает такую оценку поэзии Лермонтова: “Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагаются жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет; им все доступно, все понятно; они на все откликаются. Он всевластный обладатель царства явлений жизни, […].
  • Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что история русской лири­ки XIX века свидетельствует о пристальном интересе поэтов к таинству молитвенного слова. Отметьте, что молитва как форма лирического самовыражения ис­пользовалась в поэтической практике литературных предшественни­ков М. Ю. Лермонтова (Н. П. Огарева, Н. М. Языкова, А. В. Кольцова, Е.А. Баратынского) и художников, творчество которых завершало эсте­тические достижения […].
  • Михаил Юрьевич Лермонтов жил в период правительственной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. Всякая прогрессивная мысль преследовалась и запрещалась. Русская интеллигенция была лишена возможности открыто выступать против самодержавия. Писателей и поэтов давила атмосфера застывшей жизни, остановившегося времени. Авторы как будто задыхались в вакууме несвободы. В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным […].
  • Активный период творчества М. Ю. Лермонтова пришелся на годы жестокого реакционного режима, господствовавшего в то время в Российской империи. Консервативная эпоха, в которой пришлось жить и творить великому поэту, пришла на смену духовному и нравственному подъему, царившему в обществе в начале ХIX века. Свободолюбивый дух ушедшей эпохи еще витал в студенческих кружках и обществах, организованных […].
  • Что такое средства выразительности? Это особая методика авторов украшать свои произведения, подбирать слова, играть звуками. Если проанализировать работы разных поэтов, то можно понять, что у каждого есть свой подчерк. Изучив работы одного человека, потом будет легко найти их среди тысяч других. У Лермонтова тоже есть свои средства выразительности. Их часто анализируют по стихотворению “Когда волнуется […].
  • Роман Пушкина “Евгений Онегин” до сих пор восхищает читателей своим сюжетом, энциклопедическими знаниями, жизненностью произведений. Многие критики поражались слову Пушкина, его рифме, некоторые и критиковали, но одно я знаю точно, это один из лучших романов Александра Сергеевич. Очень интересно выразился В. Г. Белинский, назвав главного героя, Евгения, “эгоистом поневоле”. Евгений родился в зажиточной семье, где […].

Почему одиночество является сквозным мотивом для лирики Лермонтова? (Лермонтов М. Ю.)« »

Одиночество длиною в жизнь

Лермонтов был довольно образованным и интеллигентным человеком.

Его ум был живой, личность Михаила Юрьевича могла заинтересовать многих. Однако даже на светских мероприятиях в полных залах людей, поэт редко находил себе приятелей. И происходило это отнюдь не из-за умственной ограниченности окружавших его людей.

Дело в том, что если верить воспоминаниям современников, Лермонтов был очень острым на язык, недобрым и едким человеком.

Он мог обидеть, оскорбить, и люди начинали не просто недолюбливать поэта, но и ненавидеть его. И, разумеется, всё это находило отражение в его поэзии. Например, в стихотворении «Как часто пёстрой толпой окружён» Михаил описывает толпу бездушную и ограниченную, каждый член которой выступает копией другого.

Лирический герой произведения рисует в своём воображении прекрасную девушку, возлюбленную, которая отличалась бы от других, понимала его. Но прилив одиночества и грусти разрушает его мечтания, он снова оказывается в серой действительности и приходит в отчаяние.

Стихотворение, написанное совсем незадолго до гибели, имеет название «Выхожу один я на дорогу». В нём писатель не просто размышляет о жизни, но подводит итоги своего существования. «Жалею ли о чём?» — вопрошает поэт, и тут же говорит о том, что прошлого ему ничуть не жаль.

Испытываемое одиночество всё ещё тяготит его, и единственной мечтой лирического героя становится упокоение на природе, под дубом, под песни любимой.

Кульминацией всей лирики Михаила Юрьевича становится стихотворение «Пророк», написанное за две недели до кончины. Оно преисполнено невыносимого отчаяния, чувства одиночества, тоски.

И здесь Лермонтов сравнивает себя с «лишним человеком», которого общество не желает принимать. Он чужд всем и мысли его непонятны никому.